4 Важнейшие элементы вождения. Упражнения для формирования навыков.

<Назад К Оглавлению Вперёд>

Мы подробно рассмотрели основы техники управления автомобилем, а теперь выделим и повторим наиболее важные элементы, на правильность выполнения которых следует обратить особое внимание. Также выполните рекомендуемые упражнения, которые позволят ускорить формирование навыков.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СЕСТЬ ЗА РУЛЬ

Позаботьтесь о том, чтобы хорошо видеть самому и быть видимым другими. Это возможно, если стекла вашего автомобиля чистые, а осветительные приборы исправны. Не поленитесь проверить, в каком направлении повернуты передние колеса вашего автомобиля. Если под углом — то, выезжая, вы можете неожиданно для себя очень быстро оказаться на соседней полосе. Ничто и никто находящийся в салоне вашего автомобиля не должны затруднять вам обзор обстановки.

Экспресс-задание. Знаете ли вы назначение и расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления автомобилем? Попросите кого-нибудь перечислять их вслух, а сами дотрагивайтесь до каждого из них, смотря при этом вперед на дорогу. Это надо уметь делать точно и быстро. Все, что справа от рулевого колеса, приводится в действие правой рукой, все, что слева, — левой. Показания приборов надо уметь считывать с одного взгляда.

ПЕРЕД ТЕМ КАК ПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ

(здесь важна последовательность этих действий)

• Вставьте ключ в замок зажигания сразу, как только сели в автомобиль. Это освободит вас от долгих и безрадостных поисков ключа.

• Закройте за собой дверь. Приоткрытую дверь может повредить порыв ветра.

• Отрегулируйте сиденье. Правильная посадка за рулем — это хороший обзор дороги, легкость действий органами управления автомобилем, комфорт. Ваши руки должны быть слегка согнуты и располагаться на руле в положении, соответствующем расположению стрелок часов “без четверти три”. Левая нога при полностью выжатой педали сцепления должна быть слегка согнута в колене. Вы можете, не отрывая спины от спинки сиденья, включать третью передачу.

• Отрегулируйте подголовник так, чтобы при отклонении головы назад вы чувствовали его затылком. В этом случае вероятность получить травму шейного позвонка становится много меньше.

• Отрегулируйте зеркало. В зеркало заднего вида надо видеть середину вашей полосы и края заднего стекла. В левое зеркало бокового вида должно быть видно заднее левое крыло вашего автомобиля. Не забы вайте о существовании слепых” зон, контроль обстановки в этих зонах требует поворота головы.

• Пристегните ремень безопасности. Он поможет вам сохранить контроль над управлением автомобилем, удерживая вас за рулем в сложных и критических ситуациях, а также предохранит от удара.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

• Перед тем как включить зажигание выключите все световые приборы, это снизит нагрузку на аккумулятор.

• Включите стартер при полностью выжатой педали сцепления, это уменьшит нагрузку на старте и предотвратит возможный “скачок” автомобиля, если рычаг переключателя передач находится не в нейтральном положении.

• Если при пуске двигателя многократно нажимали на педаль газа и он все же не заводится, возможно, свечи забрызганы бензином. В этом случае полностью уберите воздушную заслонку и, нажав до отказа на педаль газа, включите зажигание.

• После того как двигатель начал работать, проверьте показания указателя давления масла и разрядки аккумулятора, Если они продолжают гореть, значит, имеется неисправность, которую надо устранить, прежде чем ехать.

• Прогреть двигатель можно не только на холостом ходу, но и при движении на малой скорости.

Экспресс-задание. Умеете ли вы различать на слух шум работы стартера и двигателя? Это важно, так как сразу после пуска двигателя стартер надо выключить, отпустив ключ.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ

Педаль сцепления нажимаем средней частью левой стопы быстро и до отказа. Отпускать педаль сцепления надо не просто плавно, а в три приема, задерживая левую ногу в точке “схватывания”. Именно в этот момент (не раньше и не позже) надо увеличить подачу топлива, плавно нажав на педаль газа.

Экспресс-задание. Умеете ли вы точно определить место нахождения точки “схватывания” сцепления? В этот момент обороты двигателя падают. Попробуйте тронуться с места так, чтобы не разлить воду из наполненного стакана, стоящего на капоте вашего автомобиля.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ НА ПОДЪЕМЕ

Удерживать автомобиль на подъеме можно с помощью либо ручного, либо ножного тормоза. Если вы еще не очень хорошо чувствуете момент “схватывания” сцепления, лучше трогаться с “ручника”. Только не забудьте перед тем, как его отпустить, включить первую передачу.

Если вы удерживаете автомобиль ножным тормозом, то трогаться будет посложнее, но зато быстрее. Переносить ногу с педали тормоза на педаль газа надо очень быстро, чтобы автомобиль не откатывался назад. Перед этим необходимо посмотреть, достаточно ли сзади свободного пространства.

Удерживать автомобиль на подъеме можно и без помощи тормозов. Включите первую передачу и слегка нажмите на педаль газа, проезжайте немного вперед, потом отпустите педаль газа и выжмите педаль сцепления. Автомобиль слегка откатится назад. Включите сцепление и нажмите на педаль газа так, чтобы опять проехать немного вперед, и так один “шаг“ вперед, один назад. При этом надо постоянно следить за дистанцией впереди и сзади. Этот способ можно использовать для тренировки координации движений при трогании с места. Хорошая координация работы педалью газа и сцепления пригодится также при движении в плотном транспортном потоке в час “пик”, когда автомобили движутся короткими “перебежками”. Научившись регулировать движение своего автомобиля педалью сцепления и газа, вы освободите себя от постоянной необходимости пользоваться педалью тормоза.

А теперь несколько очень полезных упражнений, которые позволят вам в совершенстве овладеть техникой “игры” педалями тормоза и газа. Для тренировки вам понадобятся по два деревянных бруска следующих трех размеров (рис.25).

Упражнение 1. Тренируем навыки действия педалями газа и тормоза.

Поставьте два бруска, изображенных на рис. 25, а, впереди передних колес вашего автомобиля так, чтобы они слегка касались их (рис. 26). Попробуйте как можно медленнее подняться передними колесами на вершину бруска и так же медленно съехать с него, остановившись так, чтобы колеса касались бруска, но уже с другой стороны. После этого выполните то же самое, но задним ходом. При переходе из положения 1 в положение 2 нажмите на педаль газа с такой силой, чтобы, выехав на вершину бруска, остановиться без помощи педали тормоза. Переход из положения 2 в положение 3 осуществляется с помощью педали тормоза. При этом, находясь в положении 2, надо как можно быстрее переносить ногу от педали газа на педаль тормоза. Повторите упражнение несколько раз, пока не добьетесь необходимой слаженности действий ногами и плавности хода.

Рис. 26. Переезд «бугра»