2 Новичок за рулем? Правила поведения.
По мнению психологов, характер человека формируется в первые годы жизни, которые во многом определяют его дальнейшую судьбу. Что касается водителя, то его судьба в большей степени зависит от первых занятий, в ходе которых формируются базовые навыки техники управления автомобилем. Если в этот период действия по управлению автомобилем выполняются неверно, то совершаемые ошибки в результате частого повторения закрепляются в устойчивые опасные привычки, избавиться от которых потом очень сложно. Поэтому уделим первым часам вождения должное внимание.
Начнем с посадки водителя на рабочем месте. Правильная посадка позволяет хорошо видеть дорогу и легко, без напряжения пользоваться органами управления автомобилем.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ ЗА РУЛЕМ
• Спина расположена почти вертикально и прилегает плотно к спинке сиденья.
• Руки на рулевом колесе расположены так, что они слегка согнуты в локтях, большие пальцы рук держат обод в обхват.
Рис. 1. Правильная посадка в легковом автомобиле
• При нормальном положении ног подколенные впадины находятся на расстоянии 3-5 см от нижнего края подушки сиденья и ноги несколько выдвинуты вперед с тем, чтобы они ни в коем случае не задевали за рулевое колесо при постановке ступней на педали (рис. 1).
• Зеркала заднего вида отрегулированы так, что водитель, не поворачивая головы, видит пространство сзади и с левой стороны автомобиля
• Правильное положение водителя за рулем определяется точками опоры на сиденье: спина, поясница, ноги. Направление взгляда водителя — вперед,вдаль.
ЧТОБЫ ЗАНЯТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА РУЛЕМ, НАДО (рис 2, а, б,)
• Переместить сиденье вперед (назад) при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе.
Рис. 2. Регулировка сиденья водителя
• Освободив фиксатор, перевести спинку сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной и не требовалось изменять для этого положение корпуса.
ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОСАДКИ МОЖНО СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ (рис, 2, в, г, д)
• Не допуская наклона корпуса и его отрыва от спинки сиденья, перевести правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее удаленное от водителя (3-я передача), при этом левая рука должна свободно лежать в распрямленном состоянии на верхней части рулевого колеса.
•Установить подголовник так, чтобы его верхушка совпадала с верхней частью уха водителя.
• Ремни безопасности отрегулируйте так, чтобы ладонь правой руки туго проходила под ремень на уровне вашей груди. Ремни безопасности инерционного типа не требуют регулировки.
Зеркало бокового вида должно быть отрегулировано так, чтобы в его нижнем правом углу был виден нижний срез задней части кузова автомобиля (рис. 3).
Рис. 3. Правильная регулировка зеркал заднего и бокового вида
ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЯ ПЕДАЛЯМИ
Стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части (рис.4):
I часть стопы — передняя — гибкая и чувствительная,но не сильная, поэтому ею нажимают на педаль газа, но обязательно при этом опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала;
II часть стопы — средняя — сильная и гибкая, ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия;
III часть стопы — пятка — наиболее сильная, но не чувствительная. Она обычно служит опорой для ноги, нажимать на педали ею неудобно.
Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой — на педали газа и тормоза.
Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью газа. При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает на педаль тормоза (рис.
5). Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления (рис.
6) или на полу перед ней. Не стоит постоянно держать левую ногу на педали сцепления, это приводит к быстрому утомлению.
Рис. 4. Схема стопы водителя и положение ног на педалях сцепления и тормоза.
Рис. 5. Положение правой ноги на педали газа.
Рис. 6. Варианты свободного положения левой ноги.
РАБОТА С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ
• Перед пуском двигателя выключить сцепление и лишь тогда включить стартер.
• Педаль сцепления нажимать средней частью левой стопы быстро до отказа, а отпускать плавно, с удержанием в конце ее рабочего хода, после переключения передач переносить левую ногу с педали сцепления на пол кабины.
• Педаль газа нажимать плавно правой ногой и плавно отпускать ее
Рис. 7. Положение кисти руки при переключении передач.
Рис. 9. Положение рук на рулевом колесе.
• Педаль тормоза нажимать средней частью правой стопы плавно и не до конца ее хода, к ударному резкому нажатию на педаль прибегать лишь при возникновении опасных дорожных ситуаций.
• При работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки, и полностью включать передачу, не менять положение корпуса при переключении передач (рис.7).
• Стояночный тормоз включать правой рукой, держа большой палец на кнопке (рычаге) фиксатора, другие пальцы — на рукоятке тормоза. Для включения стояночного тормоза, не нажимая на кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх к себе до ограничения хода (при этом слышен характерный щелчок фиксатора). Для выключения стояночного тормоза потянуть дополнительно рычаг на себя, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг от себя до упора (рис.8).
• Указатель поворота включать пальцами левой руки, стараясь не снимать большого пальца с рулевого колеса.
• Не прилагать излишних усилий при выключении указателей поворота во избежание того, чтобы вме
сто выключения требуемого указателя не включился указатель противоположного поворота.
• Руки на рулевом колесе держать в слегка согнутом в локтях положении, обхватив обод четырьмя пальцами снизу и большим пальцем сверху (зона расположения хвата для левой руки должна соответствовать цифре 9 циферблата часов, а для правой руки — цифре 3). Такое поло-же.чие рук оптимальное, оно обеспечивает надежное удержание рулевого колеса, точность и быстроту его поворота (рис. 9, 10).
• Ноги в кабине автомобиля располагать так, чтобы они без труда могли перемещаться на педалях, не задевая за рулевое колесо.
• Действовать педалями сцепления и газа, не глядя на них, не прекращая наблюдения за дорогой.
Рис. 10 . Типичные ошибки расположения рук на рулевом колесе.
ПУСК ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Последовательность действий водителя при пуске холодного карбюраторного двигателя:
• Проверьте уровень масла в картере двигателя (с помощью щупа), наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения (по метке на расширительном бачке).
• Подкачайте топливо в поплавковую камеру карбюратора рычагом ручной подкачки топливного насоса. Если двигатель не работал около 7—8 дней, достаточно сделать до 10 качков, чтобы наполнить поплавковую камеру бензином. Если же перерыв в работе двигателя около месяца или больше, количество качков должно быть 25—30 и более.
ВНИМАНИЕ! Одного-двух качков для наполнения поплавковой камеры недостаточно.
• Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении.
• Полностью вытяните ручку воздушной заслонки карбюратора (подсос). Если температура воздуха выше 0°С, то рукоятку вытягивают частично (чем выше температура, тем меньше).
• Вставьте ключ в замок зажигания. Выключите все световые приборы:
это снизит нагрузку на аккумулятор при пуске двигателя. Прежде чем включить зажигание, выжмите педаль сцепления. Это облегчит поворот коленчатого вала двигателя (особенно в холодную погоду) и подстрахует вас от “скачка” автомобиля в случае, когда вы забыли поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
ВНИМАНИЕ! После пуска двигателя педаль сцепления надо плавно отпустить.
• Включите зажигание и стартер поворотом ключа в замке зажигания по часовой стрелке до упора. При этом вы должны услышать шум заработавшего стартера, а затем шум заработавшего двигателя. Сразу после пуска двигателя стартер надо выключить, отпустив ключ зажигания, который сам займет нужное положение, слегка переместившись против часовой стрелки.
ВНИМАНИЕ! При включении зажигания посмотрите на приборный щиток. Контрольные лампы давления масла и разряда аккумуляторной батареи при включении зажигания должны вспыхнуть, а после пуска двигателя — погаснуть.* Если лампочки продолжают гореть после пуска двигателя, значит, имеется неисправность, которую надо устранить, прежде чем ехать.
Вопрос: Как долго можно держать стартер включенным?
До тех пор, пока двигатель не начнет работать, но не более 10 с (чтобы не разрядить аккумуляторную батарею). Включение стартера на 1—2 с или более 10 с является ошибкой. Если двигатель в течение 10с работы стартера не заработал — выключите зажигание и подождите 15—20 с. После этого попробуйте еще раз.
Вопрос: Как пускать двигатель в сильный мороз?
При пуске двигателя в сильный мороз требуется хорошо заряженная аккумуляторная батарея. Холодная батарея, как правило, не позволяет вращать коленчатый вал двигателя с нужной частотой. Поэтому в мороз батарею лучше держать в теплом помещении и ставить ее на автомобиль только перед пуском.
• После пуска двигателя плавно отпустите педаль сцепления и постепенно по мере прогрева утапливайте ручку воздушной заслонки до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя на оптимальной частоте вращения коленчатого вала. Прогрев холодного двигателя осуществляется при частично прикрытой воздушной заслонке карбюратора или при полностью открытой заслонке (полностью утопленном рычаге воздушной заслонки) и частичном нажатии на педаль газа. Второй вариант предпочтительнее.
Если двигатель при нажатии на педаль газа устойчиво повышает частоту вращения коленчатого вала и не глохнет, можно начинать движение. О прогреве двигателя можно судить также по показаниям указателя температуры охлаждающей жидкости.
Для сокращения времени прогрева двигателя (особенно в холодную погоду) можно начинать движение на пониженной передаче после того, как температура охлаждающей жидкости достигнет 4—50° С.
ВНИМАНИЕ! Двигаться на больших скоростях можно только после того, как двигатель полностью прогрелся. При этом указатель температуры охлаждающей жидкости показывает 90—95° С.
ПУСК ГОРЯЧЕГО ДВИГАТЕЛЯ
• Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении.
• Выключите сцепление (нажатием до упора на педаль сцепления) и включите зажигание.
• При необходимости слегка нажмите на педаль газа.
ВНИМАНИЕ! При пуске горячего двигателя пользоваться подсосом не надо, т.е. воздушная заслонка должна быть открыта. При пуске горячего двигателя с закрытой воздушной заслонкой или резких нажатиях на педаль газа в цилиндры поступает переобогащенная смесь, и двигатель не пускается. В этом случае надо продуть цилиндры. Для этого плавно (не резко) до упора нажмите на педаль газа, включите стартер и прокрутите коленчатый вал в течение 10 с. При этом воздушная заслонка должна быть закрыта.
ОСТАНОВКА РАБОТАЮЩЕГО ДВИГАТЕЛЯ
• Отпустите педаль газа.
• Дайте двигателю проработать 1 —2 мин на холостом ходу.
• Выключите зажигание.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ТРОГАНИИ АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА
• Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении.
• Пустите и прогрейте двигатель.
• Убедитесь в отсутствии помех для движения, посмотрев вперед, вбок и назад через зеркало заднего и бокового вида.
• Включите указатель левого поворота.
• Выжмите до конца педаль сцепления (выключите сцепление) и включите первую передачу. Если у вас возникли затруднения при включении передачи (рычаг коробки передач не перемещается), верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления и выжмите ее еще раз, после чего включите первую передачу.
г ВНИМАНИЕ! Педаль сцепления надо выжимать полностью до упора.
• Перенесите правую руку на рулевое колесо.
• Еще раз убедитель в отсутствии помех для движения, начинайте отпускать педаль сцепления, выбирая ее свободный ход. Помните, что ваш взгляд должен быть направлен на дорогу, а не на органы управления автомобилем, которые вы должны научиться чувствовать с помощью только мышечных ощущений. Плавно отпуская педаль сцепления, прислушивайтесь к тому, как работает двигатель. Если обо роты двигателя начинают падать, значит, вы достигли момента “схватывания” сцепления. Постарайтесь как можно точнее запомнить положение педали сцепления в момент “схватывания”. В этот момент надо слегка задержать ногу на педали сцепления и увеличить подачу топлива, плавно нажимая на педаль газа, одновременно правой рукой, выключив стояночный тормоз. Автомобиль поедет. Увеличивая подачу топлива, плавно отпускайте педаль сцепления. Чем сильнее вы будете нажимать на педаль газа, тем быстрее поедет автомобиль.
ВНИМАНИЕ! Увеличение подачи топлива должно быть в момент “схватывания” сцепления.
• Выключите указатель поворота (при отсутствии автоматического отключения).
Типичные ошибки: чрезмерное нажатие на педаль газа, долгая задержка педали сцепления в момент схватывания, резкое отпускание педали сцепления.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОСТАНОВКЕ АВТОМОБИЛЯ
• Посмотрите в зеркало заднего вида: не вызовите ли вы своим торможением попутного столкновения.
ВНИМАНИЕ! Сразу вырабатывайте у себя привычку перед снижением скорости смотреть в зеркало заднего вида.
• Включите указатель правого поворота.
• Перенесите правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза. Плавно нажимая на педаль тормоза, снизьте скорость движения автомобиля. Когда педаль тормоза будет находиться в середине ее хода, выжмите педаль сцепления, чтобы двигатель не остановился.
• Продолжайте плавно нажимать на педаль тормоза и остановите автомобиль. Перед самой остановкой отпустите педаль тормоза. Это предотвратит резкое торможение автомобиля.
• Включите стояночный тормоз.
• Переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
• Отпустите педаль сцепления.
• Выключите указатель поворота.
• Остановите двигатель.
Разгон автомобиля необходим для перехода на высшие передачи, движение на которых наиболее экономично. Разгон автомобиля осуществляется последовательным переключением передач в восходящем порядке, т.е. с первой по четвертую (или пятую) передачу.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ
• Тронуть автомобиль с места.
• Увеличив подачу топлива, разогнаться до скорости приблизительно 20 км/ч. Нажимать на педаль газа надо плавно. Резкое нажатие приводит к проскальзыванию колес даже на сухой дороге и их повышенному износу. Держите правую ногу на педали дросселей так, чтобы она упиралась в пол каблуком и слегка мыском, была сдвинута вправо
• Снимите правую ногу с педали газа и одновременно быстро выжмите левой ногой до упора педаль сцепления.
ВНИМАНИЕ! Когда вы нажимаете на педаль сцепления, педаль газа должна быть отпущена.
• Переведите рычаг переключения передач из положения первой передачи в положение второй, задержав на счет “раз”, т.е. на 1 с, рычаг в нейтральном положении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выравнивание числа оборотов шестерен в коробке передач.
• Плавно включите сцепление (отпустите педаль сцепления) и одновременно увеличьте подачу топлива, нажимая на педаль газа.
• Переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. Чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления.
Вопрос: Когда лучше переходить с одной передачи на другую, более высокую?
Если вы не набрали достаточной скорости на предыдущей передаче и переходите на последующую, двигатель перегружается. Признаками перегрузки двигателя при раннем переходе на последующую передачу является дребезжащий звук в трансмиссии и движение рывками. Слишком длительный разгон на одной передаче тоже нежелателен, так как он вызывает перерасход горючего,
Ориентировочные значения скоростей для перехода на последующую передачу при движении по ровной сухой дороге с твердым покрытием приводятся ниже (данные для автомобилей марки ВАЗ):
Переключение передач с 1-й на 2-ю со 2-й на 3-ю с 3-й на 4-ю Скорость, км/ч 20—25 35—40 50—60
Вначале при переключении передач ориентируйтесь на показания спидометра. В дальнейшем научитесь определять момент переключения передач, смотря только за дорогой, ориентируясь по скорости набегания дороги, шуму двигателя и др.
При движении на подъем или в других ситуациях, когда на автомобиль действуют дополнительные силы сопротивления, для переключения передач надо выбирать верхний предел указанного диапазона скоростей. На спусках, наоборот, выбирайте нижний предел.
ВНИМАНИЕ! Переключать передачи надо уверенным движением, но без усилий, выжимая при этом педаль сцепления полностью, до упора. Помните, что при движении не рекомендуется держать ногу на педали сцепления, а также продолжительное время держать сцепление выключенным, т.е. выжимать педаль сцепления (например, при ожидании возможности выехать на перекресток). Это приводит к повышенному износу сцепления.
СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ
Если при движении на повышенных передачах вам приходится снижать скорость, например, в связи с изменением условий движения, то мощности двигателя не будет хватать, и автомобиль начнет двигаться рывками, двигатель стучать и скорость быстро падать. В этом случае надо переходить на пониженную передачу. Каждая передача имеет свой нижний предел скорости, при достижении которого надо переходить с этой передачи на пониженную. В таблице приводятся приблизительные значения минимальных скоростей для различных передач.
Передача 2-я 3-я 4-я Скорость, км/ч 10—15 30—35 45—50
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ НИСХОДЯЩЕМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ
• Отпустите педаль газа. При необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче.
• Выжмите педаль сцепления до упора.
• Быстро переведите рычаг переключения передач в положение, соответствующее включаемой пониженной передаче, без задержки в нейтральном положении. Плавно отпускайте педаль сцепления и увеличивайте обороты двигателя нажатием на педаль газа. При переходе через одну или две передачи, например с четвертой или пятой на вторую или третью, а также на старых автомобилях, где установлена коробка передач без синхронизаторов, используйте перегазовку. В этом случае последовательность перехода следующая:
• Отпустите педаль газа.
• Выключите сцепление (нажмите до упора на педаль сцепления).
• Переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
• Отпустите педаль сцепления.
• Нажмите на педаль газа и быстро отпустите ее. Чем больше перепад скоростей, тем сильнее должно быть нажатие на педаль газа.
• Быстро выключите сцепление и переведите рычаг переключения передач на нужную передачу.
• Включите сцепление.
ВНИМАНИЕ! Чем ниже включаемая передача, тем плавнее надо отпускать педаль сцепления. Резкое включение сцепления может вызвать занос автомобиля при движении на скользком покрытии.
СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ МОЖНО СЛЕДУЮЩИМИ СПОСОБАМИ
• Торможение двигателем. Для этого надо просто убрать ногу с педали газа (при включении передач). Чем более низкая передача включена, тем интенсивнее будет торможение автомобиля двигателем. Если вы хотите получить более существенное снижение скорости при торможении двигателем, переключайте передачи в нисходящем порядке. Такой способ торможения применяется при движении по скользкой дороге.
• Торможение с помощью педали тормоза.
• Торможение двигателем и педалью тормоза.
При торможении двигателем вероятность заноса автомобиля значительно меньше, чем при торможении педалью тормоза, однако и скорость замедления автомобиля значительно меньше. Оптимальным вариантом является сочетание торможения двигателем и педалью тормоза, т.е. комбинированный способ.
При любом способе торможение должно быть плавным (за исключением экстренного торможения в критических ситуациях). Помните, что чем хуже сцепление колес с дорогой, тем плавнее должно быть торможение.
Резкое торможение, вызванное резким нажатием на педаль тормоза или резким отпусканием педали сцепления при переходе на пониженную передачу, может вызвать блокировку колес, т.е. колеса затормаживаются полностью и начинают скользить по дороге (это торможение на юз). В этом случае путь, который проходит автомобиль до полной остановки, сильно увеличивается (рис. 11).
Рис. 11. Тормозной путь в зависимости от способа торможения
Поэтому правильное торможение — это торможение без блокировки колес, при котором на педаль тормоза надо нажимать плавно короткими нажатиями: нажал плавно — отпустил быстро.
На крутых спусках или при движении по очень скользкой дороге можно применить торможение двигателем с последовательным переключением передач в понижающем порядке. Техника его выполнения та же, что и при переходе с высшей передачи на низшую с перегазовкой. При этом после включения очередной низшей передачи педаль сцепления отпускают очень плавно и на педаль газа не нажимают.
При экстремальном торможении (когда надо очень быстро остановить автомобиль) левая нога упирается в пол автомобиля, а правая сильно давит на педаль тормоза. Как только колеса заблокируются, надо отпустить тормоз, а затем опять нажать и так до полной остановки автомобиля.
При комбинированном способе торможения надо перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза и плавно нажимать на нее, не переводя при этом рычаг переключения передач в нейтральное положение. Работая педалью тормоза, вы снижаете скорость до нужной величины. Если надо затормозить до полной остановки, то при снижении скорости автомобиля до 20—25 км/ч выжмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, после чего отпустите педаль сцепления и тормозите педалью тормоза до полной остановки.
ВНИМАНИЕ! Резкое торможение всегда опасно, поэтому старайтесь заранее обнаружить опасность.
Если вы, поздно увидев яму на дороге, не можете объехать ее, то перед съездом в яму надо отпустить педаль тормоза, чтобы уберечь от резкого удара переднюю подвеску.
ОСТАНОВКА
Никогда не останавливайтесь резко как при движении в транспортном потоке, так и при подъезде к месту стоянки. Прежде чем останавливаться, всегда посмотрите в зеркало заднего вида, не движется ли за вами транспортное средство. Перед остановкой предупредите следующих за вами водителей заранее, включив указатель поворота и несколько раз слегка нажав на педаль тормоза. При этом у вас сзади несколько раз загорятся и потухнут стоп-сигналы, которые предупредят других водителей о том, что вы хотите остановиться. Остановить автомобиль можно около тротуара или на обочине дороги, но так, чтобы не создавать помех для других участников движения.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОСТАНОВКЕ
• Посмотрите в зеркало заднего вида.
• Включите указатель правого поворота.
• Перенесите правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза и плавно жмите на нее.
• Направляйте автомобиль к краю проезжей части.
• Когда скорость автомобиля снизится до 15—20 км/ч, выжмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
• Отпустите педаль сцепления.
• С помощью педали тормоза остановите автомобиль.
• Выключите указатель правого поворота.
ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ
• Двигатель работает, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, стояночный тормоз включен.
• Возьмитесь левой рукой за верхнюю часть рулевого колеса. Такое положение руки позволит вам сохранять контроль за движением автомобиля при движении задним ходом.
• Посмотрите назад через заднее стекло, оцените обстановку во всех направлениях, в том числе и в “слепых” зонах (поворотом головы вправо и влево).
• Выжмите до упора педаль сцепления и включите передачу заднего хода.
• Развернитесь всем телом вправо, положите правую руку на спинку своего или соседнего сидения, а голову поверните так, чтобы хорошо видеть обстановку через заднее стекло. При этом следите, чтобы руль не двигался.
• Отпускайте педаль сцепления, выбирая свободный ход педали. Как только вы достигнете точки “схватывания” сцепления, задержите на мгновение левую ногу, одновременно правой рукой отпустите рычаг стояночного тормоза, правой ногой увеличьте подачу топлива, нажимая на педаль газа. Автомобиль поедет.
• Регулируйте скорость движения, слегка выжимая или отпуская педаль сцепления, балансируя около точки “схватывания”. Таким образом вам будет легче предотвратить резкий разгон, чем при регулировании скорости педалью газа и тормоза. При этом левая нога постоянно находится на педали сцепления, а правая — на педали газа.
• Левой рукой удерживайте руль в положении, соответствующем прямолинейному направлению колес. При отклонении автомобиля вправо (по ходу движения) корректируйте траекторию поворотом руля влево. При отклонении автомобиля влево, поворачивайте руль вправо.
ВНИМАНИЕ! При движении задним ходом автомобиль поворачивает в ту сторону, куда поворачивается руль. Наблюдайте за траекторией движения автомобиля через заднее стекло (рис.12).
Рис. 12. Движение задним ходом с поворотом.