1 Искусство вождения. Каким должен быть настоящий водитель.
Умение, искусство — такое определение слову “мастерство” предлагает Толковый словарь. Первое из этих понятий предполагает набор определенных навыков, требуемых при выполнении какого-то дела. Слово “искусство” скорее характеризует уровень развития этих навыков. В таком случае мастерство управления автомобилем можно рассматривать как комплекс умений, позволяющих искусно водить автомобиль. Безусловно, вождение автомобиля, как и любое другое дело, требует искусства. А искусство, в свою очередь, предполагает творчество, трудолюбие критическое отношение к себе.
Если сравнить водителей по их отношению к собственному мастерству, то можно еще раз убедиться, что многие склонны принимать желаемое за действительное. Позволим себе назвать таких водителей идеалистами. Им хочется быть отличными водителями. Стремление вполне понятное. Кому не хочется? Но идут они к этой цели ложным путем. Вместо того, чтобы действительно стремиться повысить свою квалификацию, они наделяют себя правами аттестационной комиссии и присваивают себе самый высокий класс. И отныне начинают относиться к себе как к заслуженному мастеру, т.е. поднимают на смех каждого, кто осмелится завести разговор о недостатках в их вождении. Разубедить таких людей очень трудно, так как во всех неприятностях, которые с ними случаются, они обычно обвиняют только других.
Представителей другой группы водителей можно назвать реалистами за их критическое отношение к своим недостаткам. Они обладают не меньшим желанием стать отличными водителями, но понимают, что для этого надо постоянно совершенствоваться. Этим они и занимаются в меру своих знаний и возможностей.
Каков же реальный уровень мастерства у этих столь различных по самооценкам групп водителей? Об этом вполне определенно говорят результаты исследований, в которых представители каждой группы были проверены по ряду тестов, охватывающих наиболее важные навыки по управлению автомобилем. Водители-реалисты значительно превзошли идеалистов по результатам всех тестов. Кроме того, анализ ДТП и нарушений ПДД* за предшествующие годы показал, что их количество у реалистов значительно меньше. И это не случайность. Ведь вряд ли удастся найти человека, который добился успехов без творческого отношения и постоянной потребности совершенствоваться в том деле, которое он выбрал.
Конечно, чтобы стать мастером своего дела, нужны еще и способности. Способности можно сравнить с фундаментом, на котором строится здание мастерства. Из чего же состоит фундамент мастерства водителя автомобиля?
ВОТ ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВОДИТЕЛЬ
• Хорошее физическое и психическое здоровье.
• Острое зрение и слух.
• Сообразительность и способность быстро принимать важные решения.
• Способность быстро сосредоточивать и распределять внимание.
• Эмоциональная уравновешенность.
• Способность к взаимодействию с большим количеством объектов и выделению из них главных.
• Ловкость, хорошая координация движений.
Для оценки уровня развития названных выше способностей разработано много различных методов. Например, чтобы оценить эмоциональную уравновешенность водителя, ему дают следующее задание. При появлении на табло специального прибора светового сигнала он должен быстро погасить его нажатием на определенную кнопку. Если же световой сигнал сопровождается звуковым, то нажимать на кнопку не следует. При небольшой скорости подачи сигналов большинство испытуемых успешно справляется с заданием. Но картина резко меняется при увеличении скорости. Опыты показали, что неуравновешенные люди в этом случае начинают делать множество ошибок, а некоторые даже впадают в панику.
Но можно ли считать всех водителей идеальными с точки зрения имеющихся у них способностей? И как же быть тем, кто не входит в их число7 Можно сказать одно: унывать не следует. Здесь к месту напомнить историю, происшедшую с Максимом Горьким и Федором Шаляпиным. Оба они хотели вступигь в хор. Но приемная комиссия Шаляпина не приняла. Горький же успешно сдал экзамены и был принят.
Многочисленные исследования показали, что отделить плохих водителей от хороших, просто сравнивая их по уровню развития каждой способности в отдельности, практически невозможно. Это говорит о том, что даже имея некоторые недостатки, можно быть хорошим водителем. Конечно, если они не ярко выражены.
Объясняется это одной очень важной особенностью, практически присущей всем людям, — саморегуляцией, т.е. способностью компенсировать одни недостатки развитием других способностей, а также возможностью тренировки слаборазвитых качеств
Выработать свой стиль непросто. Для этого нужно знать не только все свои достоинства, но и все недостатки. О достоинствах люди говорить любят, с усердием ищут их у себя и находят. С недостатками дело обстоит значительно хуже. Не то чтобы искать, но и замечать их у себя большинство не желает. Поэтому тем, кто купил автомобиль, хочешь не хочешь придется поработать над собой в этом направлении.
Каким же образом можно компенсировать недостатки в способностях? Многие водители имеют не 100-процентное зрение. Это важный недостаток, но он практически устраняется ношением очков. Некоторые водители не очень хорошо слышат. Но они вполне успешно могут компенсировать этот де- фект повышением зрительного внимания. Если водитель не умеет ориентироваться и принимать решения в новой и неожиданной обстановке, то лучше всего, если он научится заранее выявлять и избегать опасные для него ситуации, либо доведет до автоматизма требуемые ответные реакции на них.
Управление автомобилем не требует такой силы и выносливости, как, например, работа шахтера, но зато по быстроте и координации движений может быть сопоставлено с футболом. Но если хороший футболист старается неожиданностью и скоростью своих движений обвести соперника, то у водителя задача скорее противоположная. Хорошая реакция и координация нужны ему для того, чтобы вовремя среагировать на появившуюся опасность.
А что делать водителю, у которого реакция не очень хорошая? Оказывается, водитель может сократить время реакции в 1,5—2 раза, если он заранее приготовится к появлению опасности. Это значит, что даже обладатель не очень хорошей реакции может компенсировать свой недостаток умением распознавать заранее возможные изменения обстановки и приготовиться к необходимым действиям. Если мысль водителя опережает его движения, то у него всегда в запасе будет несколько десятков метров и секунд, необходимых для избежания опасности.
В ОБЩЕМ ВИДЕ МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ КАК СУММУ ЧЕТЫРЕХ СЛАГАЕМЫХ
знания+умения и навыки+привычки+отношение = мастерство
Какими же знаниями должен обладать человек, решивший стать водителем автомобиля? Если он хочет не просто сидеть в автомобиле, а еще и ездить на нем, то без знания того, как трогаться, разгоняться, тормозить и пользоваться рулевым управлением, ему не обойтись. Двигаться ему придется в самых разных дорожных условиях, при этом встречаться с другими водителями также желающими поскорее добраться до места. Общие правила, позволяющие различным участникам дорожного движения достичь своих целей, не создавая при этом конфликтных ситуаций для других и для себя, можно узнать, внимательно изучив Правила дорожного движения.
Но это еще не все. Дорога полна неожиданностей: отказали тормоза, встречный автомобиль выехал на полосу вашего движения, пошел дождь и дорога стала скользкой... Как поступить в таких ситуациях? Знать это надо так же четко, как таблицу умножения.
Однако мало просто знать — надо и уметь. Поэтому второй компонент мастерства — это умение и навыки. Психологи разделяют их на две большие категории: сенсорные и моторные. Первая категория навыков позволяет водителю, образно говоря, читать дорогу. Правильно прочесть дорогу далеко не так просто, как, например, газету. Если вы с первого прочтения не поняли статью, особой опасности в этом нет. В отношении дороги это не так. Читать и понимать ее надо сразу, второй раз это сделать уже не удастся. Дороги, как и книги, бывают разные: конкретные и многословные, сложные и простые. Понять их сразу непросто. Какие же навыки необходимы для быстрого и правильного чтения дороги?
Читая книгу, мы пользуемся определенным алгоритмом движения глаз, т.е. переводим их слева направо, вниз на одну строчку, опять слева направо и т.д. А ведь это не единственный способ. Например, японцы читают сверху вниз. Что касается дороги, то количество возможных алгоритмов для ее прочтения несравнимо больше. Ведь объекты дорожно-транспортной обстановки не располагаются по таким же определенным правилам, как слова в тексте. Поэтому первая группа навыков, необходимых водителю, связана с умением осматривать окружающую его обстановку так, чтобы затратить на это минимум времени и не упустить ничего важного.
Следующая группа навыков связана с пониманием динамики ситуации, т.е. скорости, ускорения, направления движения транспортных средств и пешеходов, расстояния до них, и прогнозированием возможного развития ситуации в ближайшем будущем. Эти навыки определяют точность оценки очень важной характеристики ситуации — ее опасности для водителя. По данным исследований, одной из главных причин многих происшествий является недооценка водителем опасности ситуации, в которой он движется. Считая ситуацию безопасной, водитель не только пытается устранить или уменьшить присутствующие в ней опасности, но и способствует их развитию. Например, недооценив скорость автомобиля, подъезжающего справа к нерегулируемому перекрестку, и считая ситуацию безопасной, он увеличивает скорость, намереваясь первым проехать перекресток. Когда ошибка этого решения становится очевидной, исправить положение, скорее всего, будет уже невозможно. Причина происшествия в этом случае связана с недостаточно сформированным навыком оценки скорости и расстояния.
Но часто бывает, что опасность не видна и о ее появлении водитель может только догадываться. Из-за остановившегося автомобиля могут выйти люди, за крутым подъемом дороги может быть крутой спуск... В таких ситуациях большую роль играют навыки предвидения, в основе которых лежат знания о том, что может произойти в различных ситуациях. Приобрести их можно по разному: либо на опыте своих ошибок, либо на ошибках других. Один политик сказал: “Я не настолько глуп, чтобы учиться на собственных ошибках”. В данном случае с ним можно полностью согласиться — лучше учиться на чужих. Тем более, что совершено их уже более чем достаточно. Поэтому каждое происшествие не только печальный, но и поучительный случай. Его история есть история ошибок его участников. Ошибок, которые надо знать, чтобы не повторять.
Теперь о второй категории навыков — моторных. Их уровень развития определяет правильность, плавность, координированность, быстроту действий водителя, управляющего автомобилем. От того, насколько правильно и прочно сформированы эти навыки, зависит не только комфорт, экономичность, безопасность движения, но быстрота износа автомобиля.
Казалось бы, что может быть сложного в нажатии на педаль тормоза или газа, поворачивании руля или переключении передач? Но одно дело просто уметь ездить на автомобиле, а другое — уметь делать это отлично, в любых ситуациях. Ведь никто не застрахован от таких случаев, когда жизнь определяется умением быстро объехать препятствие или затормозить, не задев его. Тут требуется несоизмеримо более высокий уровень навыков торможения и руления. Причем их надо не только приобрести, но и постоянно поддерживать специальными упражнениями — иначе они пропадут.
Въезжая в новый дом, можно нередко обнаружить, что краны в квартире недовинчены, двери перекошены, окна полностью не закрываются и т.д. Жить, конечно, можно, но плохо, а иногда и опасно. А теперь посмотрим на человека, только что получившего права на управление автомобилем, мастерство которого требует еще совершенствования. Число недоделок в его мастерстве не меньше чем в только что сданном доме. Конечно, это дело поправимое, но есть в нем одна опасность. Связана она с возможностью формирования нежелательных привычек. Привычка — это действия, которые ввиду частого повторения начинают выполнять автоматически, т.е. без сознательного контроля внимания. Когда человек осваивает какое-то новое для него дело или действие, он внимательно следит за правильностью каждого своего движения. В дальнейшем, по мере увеличения количества повторений внимание и самоконтроль за действиями уменьшается. Если они выполняются часто, то в конце концов становятся привычкой. Все хорошо, если действия, закрепившиеся в привычку, выполнялись в правильной последовательности и без ошибок. А если это не так? Причины этого связаны не только с недостатками начального обучения, но и с неправильным представлением самого обучаемого о том, как надо выполнять эти действия или частым сознательным нарушением водителем правильности выполнения некоторых действий по управлению автомобилем. Например, если водитель часто нарушает какое-либо правило, необходимое для безопасного движения, то оно и становится опасной привычкой.
Перечень опасных привычек водителей весьма велик. Это и смена полосы движения без контроля обстановки сзади и в слепой зоне, начало маневрирования без подачи сигнала, резкое торможение и другие неправильные действия водителя, которые при неблагоприятных условиях могут привести к происшествию.
Сплошь и рядом привычкой становится грубое поведение и не только на дороге, но и в других местах. Чаще всего обладатель плохих привычек сам за собой их не замечает. Некоторые привычки могут укорениться настолько сильно, что избавиться от них будет очень трудно даже при большом желании. Как трудно бросить курить человеку, делавшему это регулярно в течение нескольких лет подряд, знают многие. Поэтому лучше не допускать формирования плохих привычек и стараться приобрести как можно больше хороших. Их число не менее велико.
Сделайте для себя правилом всегда проверять положение рычага переключения передач перед пуском двигателя, установку или регулировку зеркала заднего вида перед началом поездки, затяжку ручного тормоза после остановки и т.д. В последующем эти действия станут вашими хорошими привычками, которые позволят вам сэкономить время, деньги, а может быть, и сберечь жизнь.
Последнее слагаемое мастерства водителя — это его мотивы и отношения. Нередко виновником происшествия становится человек, обладающий высоким уровнем умений и навыков управления автомобилем, но и не считающий безопасность основным законом дороги. В своих действиях он чаще всего руководствуется такими мотивами, как желание испытать себя или свой автомобиль, сэкономить время или рискнуть просто от того, что ему то доставляет удовольствие. Обычно в своих решениях такие люди не принимают в расчет опасность таких состояний, как алкогольное опьянение, усталость или сильные эмоциональные волнения. А ведь хорошо известно, что водитель, находящийся в таком состоянии, в несколько раз увеличивает свои шансы погибнуть. Статистические доказательства этих печальных закономерностей получены “благодаря” именно тем, кто в них верить не хотел. Они же являются лучшим доказательством того, что настоящим мастером может быть только водитель, который в первую очередь учитывает соображения безопасности.
Самый высокий уровень мастерства водителя — это когда он не только сам не совершает опасных поступков, но может не допустить опасного развития ошибок других участников дорожного движения. Приобрести и повысить свой уровень водительского мастерства вы сможете, если внимательно будете изучать наши уроки.