10 Вождение в сложных условиях.

<Назад К Оглавлению Вперёд>

Мы уже рассматривали навыки управления автомобилем в нормальных погодных условиях Теперь к вашим знаниям и навыкам добавятся новые необходимые в тех условиях, которые мы называем сложными

Итак, вы будете знать (и, надеемся, уметь), как безопасно управлять автомобилем не только в солнечные ясные дни, но и в дождь, снег, туман, ночью и т д

Недостаточное сцепление колес с дорогой. Около 1/3 всех дорожно-транспортных происшествий происходит на мокрых, обледенелых или заснеженных дорогах Такие дороги имеют ухудшенные условия сцепления Это значит, что увеличивается вероятность проскальзывания колес по поверхности дороги, а также их увод в сторону В этих условиях автомобиль часто становится неуправляемым

Ясно, что таких ситуаций надо по возможности избегать (стараясь объехать опасные участки) либо пользоваться особыми приемами управления автомобилем

Рассмотрим, какие опасные участки надо избегать

г 1. Избегайте участки, имеющие масляные и нефтяные пятна.

Замасленная или покрытая свежими вяжущими материалами (например, свежий, только что положенный асфальт) дорога — очень скользкая Изыскивайте любую возможность такой участок объехать В жаркую погоду масляное пятно на дороге хорошо видно объезжайте его

г 2. Не въезжайте с ходу в глубокую воду.

Лужа может быть глубиной и 1 см и 1 м Сразу составить представление о глубине невозможно, для этого надо все-таки заехать в воду Но тогда может быть уже поздно

Поэтому старайтесь объезжать участки дороги, скрытые под водой под водой могут быть разные опасности К тому же после проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель и тд

г 3. Двигайтесь по колее.

Если вы четко различаете колею, проложенную другими транспортными средствами, двигайтесь по ней В колее сцепление шин с дорогой лучше

4. Когда дорога покрыта тающим льдом, избегайте двигаться по полосам с неинтенсивным движением.

На полосах с более интенсивным движением транспорта лед быстрее тает, и поэтому движение по таким полосам безопаснее, чем там, где автомобилей мало и, следовательно, ледовая корка на поверхности дороги дольше сохраняется.

Нужно также опасаться участков с нерастаявшим льдом, встречающихся в тени деревьев или зданий. Учтите, лед на таких закрытых от солнца участках тает медленнее, а ближе к вечеру быстрее замерзает снова, даже если в течение дня чуть оттаял.

Будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. Там ледяная корка на дороге появляется раньше, чем повсюду, а исчезает позже. В этих зонах повышенной опасности избегайте резких движений рулем, газом,тормозом.

Г 5. Без особой необходимости не обгоняйте.

Смена полосы движения на скользкой дороге — далеко не самая лучшая мысль из тех, что приходят в голову водителям. Поэтому лучше оставайтесь на своей полосе. Даже простая смена полосы на скользкой дороге грозит неприятностями, обгон тем более. Этот маневр опасный и в хороших дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне рискованным.

Г 6. Избегайте снежных, песчаных заносов и мокрых листьев.

Объезжайте песчаные и снежные заносы, сугробы, грязь или сырые листья. Сырые листья делают поверхность дороги скользкой, как лед. Если вы, скажем, попытаетесь затормозить по дороге, покрытой мокрыми листьями, почти наверняка потеряете контроль над автомобилем.

Если вам требуется остановка, ищите на дороге место, свободное от перечисленных выше опасностей: льда, снега, листьев, песка. Если таких участков нет, скажем, при движении зимой по загородной дороге, предпочтительнее всего будет остановиться на сухом укатанном снегу. Если там часто останавливались и до вас, снег может быть "отполирован" до состояния льда. Остерегайтесь этого. И остановка, и дальнейшее трогание с этого места будут очень трудными.

Не останавливайтесь в таких ухудшенных условиях движения на подъемах. Остановитесь лучше до начала подъема или за ним. Помните о том, что трогание на подъеме в условиях плохого сцепления — дело трудное и опасное.

Если подъемам и спускам нет конца, останавливайтесь лучше на спуске. Трогаться вам будет легче.

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

Советы перед началом движения по скользкой дороге:

• Выровняйте передние колеса.

• Плавно нажмите на педаль акселератора.

• Удерживайте педаль акселератора некоторое время в одном положении.

• На обледенелой дороге можно что-нибудь подложить под ведущие колеса для облегчения трогания.

• Трогайтесь медленно.

Советы при движении по скользкой дороге:

• Двигайтесь с пониженной скоростью, увеличив запас безопасности* со всех сторон вашего автомобиля. Больший запас безопасности необходим в связи с тем, что на такой дороге вам нужно значительно больше места, чтобы успеть остановиться. Ранее мы говорили о необходимости соблюдения двухсекундной дистанции по отношению к лидеру. Но это относится к нормальным дорожным условиям, сухому покрытию. А если идет дождь? Чтобы быть в безопасности, удвойте дистанцию. В снег — еще раз удвойте, так что теперь получится 8 с. На обледенелой дороге, где самый длинный тормозной путь, удвойте дистанцию еще раз — получится 16 с.

• Старайтесь сохранять скорость постоянной, пользуйтесь педалью газа очень осторожно, плавно, мягко. Никаких лишних движений. Снижайте скорость перед поворотами и перекрестками заблаговременно. Перекрестки, когда дорога скользкая, особенно опасны по двум причинам:

существует угроза столкновения с другими транспортными средствами, водители которых, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитали скорость и не справились с управлением; покрытие вблизи перекрестка может быть особенно скользким из-за постоянного торможения автомобилей.

• На подъеме поддерживайте скорость постоянной. Нужно заблаговременно выбрать соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме. Расчет должен быть очень точным, чтобы не прибавлять газ во время подъема.

• Проезжайте опасный участок (лед, мокрые листья, масло и т.п.), поддерживая скорость постоянной.

• Снижение скорости на скользком покрытии необходимо, даже если проезжая часть посыпана песком. Дороги могут быть посыпаны неравномерно.

Общие правила движения по скользкой дороге:

• Снижайте скорость.

• Увеличивайте дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам.

• Выполняйте все действия плавно, не делайте никаких резких движений.

Поясним эти правила:

замедляйте движение как можно более плавно, особенно при приближении к перекресткам и поворотам;

' Запас безопасности - дистанция до лидирующего автомобиля и боковой интервал

по возможности старайтесь заранее выявлять на дороге опасные участки (масло, лед и т.п.) с тем, чтобы успеть заблаговременно снизить скорость,

для остановок ищите менее скользкие участки;

для торможения пользуйтесь прерывистым способом;

чтобы иметь возможность плавно замедлять движение, поддерживайте безопасную дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю;

если заблаговременно заметите масляное или грязное пятно на дороге и будет возможность его объехать, сделайте это. Если такой возможности нет, заранее уменьшите скорость с тем, чтобы затем на опасном участке сохранять его постоянной;

особая опасность — вода на поверхности льда: большая вероятность заноса автомобиля. Поэтому двигаться надо чрезвычайно плавно и осторожно — никаких резких движений;

если вы движетесь по скользкой дороге и вам необходимо остановиться, отнеситесь к выбору места остановки ответственно и серьезно. Выбирайте это место заблаговременно, старайтесь найти наименее скользкий участок,

если возникла критическая ситуация, не применяйте резкого торможения — это приведет к обратному эффекту, т.е. заносу и полной потере контроля над автомобилем. Тормозите прерывистым способом и старайтесь съехать с проезжей части, если есть такая возможность (например, в сугроб у дороги, он поможет вам остановиться и удалиться в то же время от опасности). Лучше въехать в мягкий сугроб, чем столкнуться на проезжей части с встречным автомобилем.

На скользкой дороге нужно применять особые приемы торможения. Самый эффективный способ торможения, позволяющий сохранить контроль над автомобилем, маневренность, избежать блокировки колес, — прерывистый, т.е. "нажал — отпустил". При этом необходимые действия рулевым колесом нужно производить на этапе "отпустил", когда колеса свободно вращаются. Таким образом водитель полностью контролирует автомобиль, производит необходимые маневры и в то же время осуществляет торможение.

Если же вы тормозите резко, с полной блокировкой колес, то сразу же теряется контроль над автомобилем: ведь колеса не вращаются, автомобиль не слушается руля и мчится вперед по инерции, скользя, как сани, по скользкой поверхности дороги.

Итак, тормозите, не доводя колеса до полной блокировки, пользуйтесь прерывистым способом торможения и в тот момент, когда вы отпускаете педаль тормоза, осуществляете необходимые действия рулевым колесом. Запомните: тормоз — руль — тормоз — руль — самое эффективное средство остановки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным уклонением от опасности в критической ситуации.

При этом остановочный путь на скользком покрытии, как вы помните, значительно увеличивается. Поэтому при торможении всегда надо выбирать такой участок дороги, на котором впереди много свободного места.

Обобщая наши рекомендации, напоминаем, что любое движение, которое вы делаете на скользкой дороге, должно быть более плавным, выверен ным, контролируемым, чем на сухой дороге Избегайте резких поворотов руля, резкого торможения, резкого переключения передач Плавное, мягкое, равномерное управление автомобилем придаст ему большую устойчивость, снизит вероятность заноса, которая всегда существует на скользком покрытии

Как улучшить сцепление шин с дорогой:

• Использовать специальные шины ("снежинки", с шипами или цепи противоскольжения)

• Дополнительно нагружать ведущие колеса

Шины с шипами облегчают трогание с места и остановку на льду или укатанному снегу Однако им тоже не следует слишком-то доверять, особенно на поворотах, тем более если они используются только на задних колесах

Наилучшее сцепление обеспечивают цепи противоскольжения При наличии цепей остановочный путь автомобиля на льду значительно уменьшается Однако цепи требуют особой заботы

• Всегда нужно удостовериться в том, что цепи надеты и подогнаны правильно Периодически их надо проверять "на торможение"

• При наличии цепей двигаться надо медленно

• При движении по дороге без льда или снега цепи нужно снимать На таком покрытии они не только бесполезны, но и вредны — могут повредить шины и дорожное покрытие

Чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля на скользкой дороге, можно увеличить нагрузку на ведущие колеса Делается это так дополнительный груз, например песок и лопата (которые у вас должны иметься на случай устранения буксования колес, скажем, в песке, глине), располагаются в багажнике над задними колесами (для автомобиля с задними ведущими колесами)

Вообще перегружать автомобиль при езде по скользкой дороге не следует — это только ухудшит сцепление Да и первый наш совет относится не столько к увеличению нагрузки, сколько к правильному расположению груза в автомобиле А вот это действительно очень важно Важно на любой дороге, а на скользкой в особенности

Особенно опасен незакрепленный груз

Итак, чего нельзя делать на скользкой дороге:

• Не перегружайте автомобиль Это не будет способствовать лучшему сцеплению шин с дорогой

• Не снижайте давление в шинах с целью улучшения сцепления на скользкой дороге Некоторые водители думают, что снижение давления якобы способствует улучшению сцепления Это неверно У вас просто быстро износятся шины

• Шины с шипами, шины — "снежинки", цепи противоскольжения помогают улучшить сцепление, но они не обеспечивают условий движения, равных таким, которые существуют на сухом покрытии Поэтому не теряйте полученных за счет таких шин преимуществ, развивая большую скорость

ДВИЖЕНИЕ ПО ГЛУБОКОМУ СНЕГУ, ПЕСКУ, ГРЯЗИ

Прежде чем трогаться с места в глубоком снегу, песке, грязи, выполните наши советы, тогда вам будет легче начать движение

• Если выхлопная труба вашего автомобиля находится в снегу, расчистите ее

• Откопайте снег или песок от всех четырех колес Если нет лопаты, воспользуйтесь чем угодно, даже домкратом

•Доска или обрывок коврика могут помочь вам ' выкарабкаться" Только помните, что с помощью таких подручных средств двигаться надо назад

Выезд из снега, песка,грязи:

• Включите 1-ю или 2-ю передачу

• Медленно плавно нажмите на педаль акселератора — не вращайте, не двигайте рулевое колесо

• Удерживайте передние колеса в прямом направлении

Движение по воде. Если вода, заливающая дорогу (сильный дождь), глубже, чем глубина рисунка протектора шин автомобиля, при большой скорости шины могут начать скользить по поверхности воды, не соприкасаясь при этом с дорожным покрытием

Это "плавание" автомобиля по воде получило название аквапланирова-ние Когда возникает это явление, автомобиль становится неуправляемым Тормозить или действовать рулевым колесом бесполезно

Аквапланирование — явление неприятное, нежелательное и очень опасное Оно может возникнуть, когда поверх дорожного покрытия находится слой воды толщиной всего в 1 см Если в лужах, в мокром покрытии дороги четко видно отражение окружающих объектов, значит, существует опасность аквапланирования, те толщина слоя воды достаточна для того, чтобы автомобиль "поплыл" Еще один признак опасности этого явления автомобиль, движущийся впереди, не оставляет за собой следов

Эти признаки должны подсказать вам необходимые действия, а именно незамедлительное снижение скорости

Вообще говоря, возникновение явления аквапланирования зависит от целого ряда условия

• От скорости движения вашего автомобиля При скоростях ниже 80 км/ч чаще всего вероятность возникновения этого явления невелика Во всяком случае, маловероятно полное аквапланирование, а частичное при определенных условиях может возникнуть и при скоростях ниже 40 км/ч

• От толщины слоя воды на дороге Чем глубже вода, тем больше вероятность отрыва колес от поверхности дороги

• От типа протектора шин, его глубины, от давления в шинах, регулировки колес Лучший способ избежать аквапланирования — своевременное снижение скорости, медленное движение Когда вы видите воду на дороге, попытайтесь по возможности вообще в нее не попадать, если возможно — объехать этот участок Если невозможно — незамедлительно снижайте скорость и проезжайте участок с водой медленно

Ну и последнее — следите за шинами Не допускайте чрезмерного износа, постоянно проверяйте давление не отступайте от установленной нормы

ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ

Ограниченная видимость — это когда невозможно различить дорогу, другие транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и другие объекты, которые вам необходимо видеть, чтобы безопасно управлять автомобилем

Ограниченная видимость может быть связана со следующими факторами погода (дождь, снег, туман, град, яркое солнце), дорожно-транспортные условия (грузовые автомобили, автобусы и другие крупногабаритные транспортные средства, неудачная организация дорожного движения, "слепые", перекрестки, "слепые" придорожные участки, повороты, подъемы, объекты вблизи дороги кусты, деревья, здания, стоящие транспортные средства и тд ), ваш автомобиль (наклейки на лобовом стекле или заднем стекле, грязь на лобовом или заднем стекле, безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида, трещины на стекле занавески на окнах, боковая стойка между задней и передней дверьми, образующая тн "слепую зону", пассажиры на заднем и переднем сиденье)

Ограниченная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии Вам трудно разобраться в том, что происходит вокруг Чтобы получить столь необходимую в условиях ограниченной видимости информацию об обстановке на дороге, приходится значительно повысить внимание, что требует большого напряжения

В таком же положении находятся в это время и другие участники дорожного движения И каждый из них (так же, как и вы сами) в любой момент может совершить ошибку К этому надо быть готовым

Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, впереди вас крупногабаритный грузовой автомобиль Сменить полосу движения вы не можете слева от вас полоса занята движущимся транспортом Справа — обочина Грузовик закрывает вам обзор и из-за этого вы не можете заранее увидеть дорожные знаки В итоге пропускаете нужный вам знак, пропускаете нужный поворот и вынуждены двигаться до следующего перекрестка

Еще пример Вы целый день движетесь по загородной дороге Насекомые, пыль, грязь — все это на лобовом стекле вашего автомобиля Неожиданно на дорогу выбегает собака, вы замечаете ее в последний момент Чтобы спасти собаку, вы резко поворачиваете на полосу встречного движения Хорошо, если на встречной полосе никого нет А если там встречный автомобиль И все из-за того, что через грязное стекло вы вовремя не увидели животное

Конечно, все эти примеры могут собраться в одном месте сразу, и создается очень тяжелая, опасная ситуация Обычно именно так и бывает, в условиях недостаточной видимости критические ситуации возникают по нескольким причинам

Например, у автомобиля забрызгано грязью лобовое стекло, яркое солнце светит вам в глаза (через грязное стекло ослепление особенно сильно), а впереди движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее видимость и все это одновременно

Статистика аварийности показывает, что в условиях ограниченной видимости вероятность ДТП сильно возрастает

Сильный снегопад. Что вы можете видеть вокруг9 Тени, контуры, огни То же самое в тумане Если туман очень плотный, то, как и в снег или сильный дождь, единственное, что вы в состоянии видеть, — это край дороги (правый) или белую осевую линию, а также стоп-сигналы движущегося впереди транспортного средства В таких условиях водители, конечно же, должны снижать скорость Но, увы, это делают далеко не все Специальные исследования показывают, что на загородных дорогах водители не очень-то снижают скорость в тумане В результате аварийность возрастает вдвое

Во время тумана, снегопада, в других условиях, ограничивающих видимость впереди, снижение скорости просто необходимо для всех участников движения Иначе начнется "цепная реакция' столкновений с большим количеством участников и жертв Такой же эффект могут вызвать сильный снег, дождь, песчаная пыльная буря,

Из сказанного следует два вывода

• В условиях ограниченной видимости вы лишены возможности видеть все необходимые объекты дорожной обстановки

• Поскольку вы плохо или совсем не видите, вы не знаете, чего ожидать

Как же поступать в таких ситуациях7

В автомобиле есть специальное оборудование, предназначенное для улучшения условий управления автомобилем при ограниченной видимости Все автомобили оборудованы щетками Они могут работать быстро или медленно Наиболее эффективно щетки работают, когда лобовое стекло влажное Если же стекло недостаточно влажно, щетки размажут грязь и насекомых по стеклу, отчего видимость, конечно, не улучшится

"Помогают" щеткам стеклоомыватели Омывающая жидкость смывает грязь со стекла, а щетки протирают его насухо

Фары, стоп-сигналы и другие внешние приборы помогают вам видеть других, а другим видеть вас

Зеркало заднего обзора — предмет особой важности оно дает возможность видеть обстановку сзади Зеркало должно быть всегда чистым и правильно отрегулированным

Если внутренняя сторона лобового и других стекол автомобиля запотела (и видимость, соответственно, ухудшена), вам помогут открывающиеся боковые стекла

Отопитель позволит вам разморозить замерзшие стекла Опустив проти-восолнечные козырьки, вы сможете уменьшить ослепление от солнца

Вы можете улучшить условия вождения автомобиля, оценив факторы, ограничивающие видимость, и соответственно изменив свое поведение Если погода явно не благоприятствует езде на автомобиле, снизьте скорость, выбирайте оптимальную позицию на дороге, в крайнем случае съезжайте с дороги, остановитесь и переждите, пока видимость улучшится

Когда погода не благоприятствует, что можно сделать для улучшения видимости, используя оборудование автомобиля если на лобовом стекле вода, включите стеклоочиститель. Скорость движения щеток отрегулируйте в зависимости от количества воды (или снега), попадающей на стекла;

если вода замерзает на лобовом стекле, образуя на нем корку льда, или снег, и полностью не удаляется щетками, ухудшая вам видимость, включите отопитель, и теплый воздух растопит лед. А затем снова включите стеклоочиститель, который удалит растопленный лед, снег со стекла,

если на лобовом стекле грязь, песок, брызги, насекомые, вымойте стекло с помощью стеклоомывателя, а затем пусть поработают щетки стеклоочистителя.

Полезные советы:

• Не пользуйтесь стеклоомывателем, когда очень холодно, при очень низкой температуре воздуха вода будет мгновенно замерзать и образовывать новую корку льда на лобовом стекле.

• Прежде чем включать стеклоочиститель, убедитесь в том, что на лобовом стекле набралось достаточное количество воды или снега Иначе щетки будут "скрести" по сухому стеклу и могут его повредить, оставив царапины.

Стекла влажные, запотели. Когда на лобовом стекле влага, включите отопитель. Причем в холодную погоду включите подачу теплого воздуха, а в сырую, прохладную, туманную погоду включите подачу прохладного воздуха. Можно открыть окна, это тоже поможет высушить стекла. Если стекла сильно запотели, протрите их насухо тряпкой, только не рукой'

Когда ярко светит солнце, видимость ухудшается. Чтобы защитить свои глаза и улучшить условия видимости, пользуйтесь солнцезащитными (про-тивосолнечными)козырьками.

Когда видимость ограничена, включите ближний свет фар Вполне вероятно, что для вас условия видимости и не улучшатся, зато вас будет хорошо видно другим водителям, а это тоже очень важно

Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию. Помните о том, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.

Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не подвергать опасности себя и других, покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Когда остановитесь, не забудьте обозначить себя, включив аварийную сигнализацию.

С повышенным вниманием наблюдайте за другими участниками движения, их сигналами и перемещением

Держите постоянно в поле зрения правый край дороги, тротуар, бордюр, линию разметки (край проезжей части), обочину.

Выбирайте на дороге такую позицию, чтобы быть на возможно большем расстоянии от других участников движения, движущихся навс1речу, т.е. обеспечьте наибольший боковой интервал.

Когда видимость ограничена другими транспортными средствами:

• Поддерживайте чистоту стекол, а также внешних осветительных приборов

• Отрегулируйте зеркала заднего вида Когда движение интенсивное, вам необходимо очень быстро оценивать обстановку как впереди, так и сзади, а при движении нет времени на то, чтобы заниматься регулировкой зеркал

• Внимательно следите за другими участниками движения Ищите признаки, указывающие на то, что какое-нибудь крупногабаритное транспортное средство может появиться впереди вас и ограничить вам видимость

• Избегайте длительного движения за крупногабаритным транспортным средством Если вам все же приходится ехать за ним — увеличьте дистанцию, чтобы улучшить условия видимости видеть знаки, светофоры, разметку, перекрестки, встречный транспорт

• Выбирайте полосу движения так чтобы обеспечить со всех сторон как можно больший запас безопасности Когда видимость ограничивается из-за вашего автомобиля:

•Уберите все ненужные наклейки, этикетки, занавески с окон Не располагайте вещи перед или за задним стеклом, они ограничивают видимость

• Не ездите с поврежденным лобовым стеклом На таком стекле могут быть трещины, лучами расходящиеся от места повреждения Такие трещины либо ограничивают видимость, либо искажают картину дорожной обстановки

• Если щетки стеклоочистителя погнуты, отремонтируйте их или купите новые

• Если вы намереваетесь управлять автомобилем какой-то новой, незнакомой вам марки, уделите время изучению приборного щитка, чтобы он стал таким же знакомым и привычным, как и тот,что был на вашем прежнем автомобиле

Если вы будете знакомиться с приборами во время движения, ваше внимание будет отвлекаться от наблюдения за обстановкой на дороге

Вождение в темное время суток. Статистика аварийности показывает, что движение ночью гораздо опаснее, чем днем Количество погибших в ночных происшествиях в два раза больше, чем в светлое время суток

Изучив этот раздел, вы получите представление о том, как решать проблемы, возникающие при ночном вождении

Имейте в виду следующее ночью человек видит хуже, чем днем С возрастом качество ночного зрения ухудшается Поэтому в преклонном возрасте лучше не злоупотреблять ночными поездками за рулем

Предварительная подготовка автомобиля к ночному вождению:

• Проверьте все световые приборы Перед ночной поездкой, а также и несколько раз во время поездки, если она длительная, обязательно проверьте, исправны ли фары, стоп-сигнал, указатели поворотов, проверьте также, достаточно ли чисты стекла этих приборов Во время движения на них собирается огромное количество всяческой пыли, грязи, песка Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой Обычно вся эта грязь еще смешивается с продуктами нефтехимии, маслами

находящимися на дороге, поэтому, если не очистить своевременно стекла, видимость ухудшится очень существенно, иногда наполовину Для удаления грязи со стекол пользуйтесь сухими тряпками Если на каком-то из стекол вы обнаружите трещину — замените стекло

•Проверьте стеклоочиститель Удостоверьтесь в том, что щетки стеклоочистителя чистые Если на них грязь — протрите сухой тряпкой Иначе вместо очистки стекла, щетки его "разрисуют" (а может, и поцарапают), так что видимость ухудшится еще больше

• Проверьте зеркало бокового вида Очистите зеркало от грязи, оно вам пригодится в пути, а поэтому должно быть чистым Предварительные действия перед ночной поездкой:

• Включите дальний свет фар Очень важно хорошо знать расположение всех кнопок включения освещения, чтобы не разыскивать их лихорадочно каждый раз в темноте Внимательно изучите свой автомобиль и хорошенько запомните, что где включается'

• Переключите свет фар с дальнего на ближний Ближним светом фар пользуются в городе когда едут следом за другими водителями (чтобы не ослепить их через зеркало заднего вида), в также при встречном разъезде

• Нажмите на педаль тормоза, чтобы проверить работу стоп-сигналов Нажмите на педаль тормоза и посмотрите в зеркало заднего вида Если увидите отблеск красного света, значит, все в порядке красный свет стоп-сигналов вашего автомобиля предупредит следующих за вами водителей о том, что вы снижаете скорость В ночное время такое предупреждение особенно важно, потому, что горящие стоп-сигналы — это единственный признак, по которому другой водитель может определить, что вы тормозите

• Проверьте исправность указателей поворота Проверьте и левый и правый сигналы Левый сигнал проверять удобнее Можно просто повернуть голову влево, и вы увидите отблеск Меры, способствующие улучшению качества ночного зрения водителя. 90% принимаемых водителем решений и выполняемых им действий основываются на том, что он видит Если вы не видите, где едете, хороших решений вы уже не примете

Надежность вождения при движении в темноте значительно снижается, так как водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар Поэтому ночью совершается больше ошибок Самые частые — это ошибки оценки расстояний и скоростей, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше места для маневра, а также меньше времени и места для исправления ошибок При этом время реакции больше Еще раз о том, как улучшить видимость обстановки в темное время:

• Снижайте скорость'

Главное условие надежности водителя ночью — движение с меньшей скоростью, чем днем Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости, т е остановочный путь не должен превышать расстояние, освещаемого светом фар Не двигайтесь быстрее, чем это позволяет вам видимость Ночью с вашим

зрением происходят всякие "чудеса" Объекты, неожиданно появляющиеся из темноты, вы распознаете в два раза медленнее, чем те же объекты, замеченные вами издали днем

• Если врач прописал вам очки не забывайте их носить Имея незначительный дефект зрения, вы можете не пользоваться очками регулярно, надевая их только во время чтения При управлении автомобилем ношение очков обязательно и в особенности ночью, так как даже при незначительном дефекте в ночное время зрение ухудшается многократно

• Учитывайте, что на дороге и вблизи могут находиться неосвещенные объекты Помните об этом, и тогда вам легче будет распознать стоящий на дороге неосвещенный автомобиль При движении ночью всегда обеспечивайте себе запас безопасности Обнаружив что-то впереди, немедленно снижайте скорость, что это за предмет, узнаете потом, когда остановитесь перед ним Кто бы это ни был, его действия непредсказуемы Он может испугаться приближающейся машины и броситься бежать в самом неожиданном направлении Снижая заблаговременно скорость, вы не только облегчаете задачу себе, вы создаете преимущество и ему, увеличивая его запас безопасности Наибольшая опасность при движении в темное время суток связана с пешеходами Будьте предельно внимательны к ним, особенно кдетям Поведение детей непредсказуемо, их оценки неточны, движения быстры Очень опасны на дороге престарелые люди У них, напротив, реакция замедлена, движения неуверенны, оценки ошибочны Хуже всего пьяный пешеход Вблизи этих опасных групп пешеходов следует быть предельно осторожным снижать скорость, переключать свет фар на ближний, "мигать" светом, искать заранее путь уклонения от опасности, объезд быть готовым к экстренному торможению

• Будьте бдительны и работоспособны Следите за транспортом, движущимся впереди Не пропустите момента начала его торможения При первых признаках усталости прекратите движение, сделайте перерыв Съезжайте с дороги, остановитесь, выйдите из автомобиля, пройдитесь, сделайте несколько физических упражнений

Лучше всего ехать с напарником и меняться с ним местами через какие-то промежутки времени Если вы управляете автомобилем один, то остановки для отдыха ночью надо делать чаще, чем днем

Как компенсировать недостаточную видимость ночью:

• Как только наступают сумерки, включайте габаритные огни

• Двигайтесь ночью медленнее, чем днем Двигаясь медленнее, вы не просто лучше видите У вас к тому же становится больше времени для наблюдения за дорогой, распознавания на ней объектов, а в критической ситуации, если таковая возникает, больше шансов на спасение

• Перед каждым маневром заранее включайте указатель поворота Ночью особенно важно сообщать другим о своих намерениях, чтобы они заранее знали, что от вас ожидать Сигнализируйте о каждом, даже незначительном, изменении режима движения И позаботьтесь о том, чтобы у других участников ситуации было достаточно времени среагировать на ваши действия

• Обеспечьте себе запас безопасности, т е дополнительное свободное пространство и время Для любого маневра в темное время суток вам потребуется больше времени, чем днем Поэтому

увеличы е дистанцию между своим и движущимся впереди автомобилем,

на перекрестках, в транспортном потоке, при выезде на автомагистраль и тд действуйте с повышенным вниманием, предельно внимательны и осторожны будьте при обгоне Учитывайте все дополнительные факюрь' осложняющие обгон ночью,

• Знайте точно свой маршрут Неожиданный поворот дороги, изменение типа покрытия, другие сложности, подсгерегают водителя в незнакомой местности, — все это опасно и днем, ночью же опасно вдвойне А поэтому перед ночной поездкой необходимо самым чщательным образом изучить маршрут, подготовиться к возможным неожиданностям Имейте в виду и то, что, если вы будете метаться по дороге в поисках нужного вам поворота, вы станете угрозой и для других Так что уточните, куда вы едете и как туда проехать

• Постоянно контролируйте скорость и дистанцию Человек вообще неточно оценивает скорость встречных транспортных средств Ночью же эти оценки еще более приблизительны Так что не полагайтесь на свою интуицию, почаще поглядывайте на спидометр Что же касается дистанции, то значение ее точного соблюдения при движении ночью трудно переоценить А поэтому постоянно контролируйте дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю Ночное движение за городом. Самое главное при движении по загородным дорогам — правильный выбор скорости Если предельная допустимая скорость для движения за городом 90 км/ч, то это не означает, что надо всегда и везде двигаться именно с этой скоростью

Нужно принять в расчет целый ряд факторов техническое состояние автомобиля, состояние и тип дорожного покрытия, метеорологические условия, видимость и, конечно, насколько знакома вам дорога, по которой вы движетесь

Если отсутствует встречный транспорт, при движении ночью по загородной дороге пользуйтесь дальним светом фар Когда появляется встречный транспорт, необходимо переключить дальний свет фар на ближний

При встречном разъезде ночью переключите дальний свет фар на ближний, снизьте скорость При включении ближнего света фар у вас значительно уменьшается расстояние видимости Компенсировать это можно лишь снижением скорости

Подайте сигнал водителю встречного автомобиля, если он забыл переключить свет фар Если водитель встречного транспортного средства продолжает приближаться к вам с дальним светом фар после того, как вы переключили свет на ближний, посигнальте ему "миганием" света Но не следуйте его дурному примеру, не включайте дальний свет1 Это не может привести ни к чему, кроме больших неприятностей

Если встречный все же не переключил свет фар на ближний:

• Замедлите движение Возможно, вам даже придется остановиться

• Продолжайте движение с ближним светом фар Дальний свет встреч ного автомобиля может вас ослепить И если вам сгоряча захочется ответить ему тем же, подумайте вот о чем

если вы его ослепите на дороге вместо одного на дороге будет уже

двое "слепых" а это очень осложнит ситуацию

• Не смотрите прямо в фары встречного автомобиля Смотрите правее Если вы смотрите прямо в фары встречного автомобиля, видимость значительно ухудшается

• Ориентируйтесь по правому краю дороги

• Продолжайте движение с уменьшенной скоростью до тех пор, пока окончательно не восстановится видимость

Следование за лидером ночью. Когда вы движетесь за лидером, переключите дальний свет фар на ближний Внимательно следите за безопасной дистанцией

Движение в роли лидера. Когда лидер вы сами, а за вами с дальним светом фар движется другое транспортное средство избегайте смотреть в зеркало заднего вида Дайте ему возможность обогнать вас

Обгон ночью. Ко всему что вы уже знаете о выполнении обгона, прибавляется еще и ночная специфика Обгонять ночью конечно, значительно сложнее, чем днем Порядок следующий

• Переключите дальний свет на ближний

• Взгляните на середину дороги и удостоверьтесь в том, что разметка не запрещает обгон

• Оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота Как уже неоднократно повторялось, предупредительные сигналы ночью особенно важны

• Выезжайте на полосу встречного движения Быстро увеличивайте скорость Двигайтесь по встречной полосе до тех пор пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркало заднего вида

• Поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний, теперь это никак не помешает обгоняемому, а вам очень поможет, так как расстояние видимости увеличится значительно

• Будучи предельно внимательным возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота

• Вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и движущегося впереди вас нового лидера Когда отказывают световые приборы Это, конечно, плохо, но не надо терять самообладания Определите, что у вас еще исправно, и постарайтесь хотя бы обозначить свой автомобиль на проезжей части Снижайте скорость и отъезжайте с проезжей части Сделать это надо по возможности как можно оперативнее

Что мешает безопасному управлению автомобилем. Сначала рассмотрим особенности управления в холодную погоду. Вот несколько советов

•Удалите влагу со всех стекол внутри автомобиля Включите отопитель или приоткройте окна чтобы высушить стекла, запотевшие изнутри Не следует протирать стекла рукой Рукой вы не очистите и, главное, не высушите стекла, а лишь "развезете" влагу и ухудшите видимость Не начинайте движение до тех пор, пока конденсат не будет полностью удален со стекол

• Избегайте пользоваться стояночным тормозом Поставив автомобиль на стоянку, лучше не пользуйтесь стояночным тормозом, а включите первую передачу Дело в том, что когда машина поставлена на стояночный тормоз, то при большом морозе тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам

• Проверяйте тормоза Если погода холодная, а поверхность дороги влажная, проверяйте периодически, как работают тормоза слегка нажав на педаль тормоза Для чего Чтобы определить, не намокли ли тормозные колодки Если да, то вы это почувствуете —автомобиль "поведет"

Просушить колодки можно быстрыми и легкими нажатиями на педаль тормоза Это необходимо сделать, например, после преодоления водной преграды

Сильный ветер мешает вам выдерживать нужное направление движения вашего автомобиля Если вы чувствуете это нежелательное вмешательство, бороться с ним надо посредством снижения скорости, а также корректирующими действиями рулевым колесом Тяжелее всего бороться с сильным боковым ветром Надо крепче держать руль А корректирующие действия рулевым колесом должны быть выверены и точны, для этого нужны немалое умение и сноровка

Особенно злую шутку может сыграть с вами ветер в тот момент, когда вы выезжаете с закрытого участка (из-за большого здания, холма, леса) на открытый На этом закрытом участке ветер может совсем не ощущаться, а вот на открытом он "набросится" на вас со всей мощью И тогда держитесь' Лучше всего подготовиться к этому заранее

Крутые подъемы. Во время преодоления крутого подъема может перегреться двигатель Следите за температурой охлаждающей жидкости

Дополнительный груз — это прежде всего прицеп Большое количество аварий случается из-за перегрузки автомобилей или неумелого размещения груза Вообще говоря, когда легковой автомобиль тянет за собой нечто большое и неповоротливое либо сильно перегружен, тяжело обоим и автомобилю, и водителю Но для подобных ситуаций существует все же несколько полезных правил, которые необходимо знать водителю, чтобы довезти свой груз до места

• Позаботьтесь о хорошей видимости' Как бы много ни было у вас груза, расположите его так, чтобы обзор впереди и сзади был открыт

•Автомобиль плохо слушается вас, стало сложнее им управлять, "не хочет" быстро разгоняться и т д Не расстраивайтесь и не сердитесь Вам надо некоторое время, чтобы привыкнуть к несколько иным условиям движения, обрести новое "чувство автомобиля" отягощенного дополнительным грузом

• Хорошо закрепите груз' Лишний раз проверьте, насколько хорошо вы это сделали

•Давление в шинах нужно несколько увеличить

• Избегайте больших скоростей, резких движений рулем

•Дистанция по отношению к движущемуся впереди должна быть больше, в связи с увеличением тормозного пути

Груз внутри автомобиля. Наличие внутри автомобиля тяжелого груза влечет за собой некоторые изменения

• Изменяется расположение центра тяжести автомобиля и управлять автомобилем приходится несколько иначе те требуется больше времени и места для разгона, замедления движения маневров, остановок

• Совершенно изменяется поведение автомобиля при обгоне Автомобиль с прицепом или грузом медленно набирает скорость маневренность его значительно ухудшается Так что для обгона нужно много больше времени и места

• Груз внутри автомобиля должен быть обязательно закреплен, расположить его нужно рационально, по возможности низко но равномерно Ну и конечно он не должен закрывать видимость дороги через заднее стекло Груз на верхнем багажнике.

• Двигайтесь медленнее чем обычно

• Повышенное внимание рулевому колесу — могут быть неожиданности

• Груз должен быть прочно закреплен Периодически проверяйте места крепления

Буксировка прицепа. При движении с прицепом приемистость автомобиля ухудшается ускорение происходит медленнее Поэтому трогаться с места надо медленнее Увеличивать скорость надо плавно и постепенно

При наличии прицепа тормозной путь автомобиля увеличивается В этой связи скорость надо регулировать так, чтобы она всегда была ниже той, какую бы вы выбрали, двигаясь в этих же условиях без прицепа

При буксировке прицепа держитесь ближе к правому краю дороги Если кто-то будет вас обгонять ему потребуется больший боковой интервал, поскольку продольные колебания вашего прицепа больше, чем у вашего автомобиля

Еще совет проверьте лишний раз техническую исправность вашего прицепа, сцепное устройство шины, тормоза, предупреждающие сигналы

Обращаем ваше внимание на то, что "виляние" прицепа из стороны в сторону — признак того, что вы движетесь слишком быстро и вам необходимо замедлить движение Как это лучше сделать Если прицеп не оборудован собственными тормозами, тормозите рабочим тормозом автомобиля, но очень плавно и осторожно

При движении с прицепом тормозной путь автомобиля увеличивается, следовательно, вам необходимо поддерживать большую, чем обычно, дистанцию до лидирующего транспортного средства

Если вы движетесь с прицепом вслед за каким-то тихоходным транспортным средством и, потеряв всякое терпение, решаете его обогнать, не забудьте о том, что для обгона вам понадобится значительно больше времени и места

Держитесь как можно правее, чтобы обеспечить наибольший интервал обгоняющему, — ведь прицеп может в любой момент отклониться в сторону даже при порыве ветра Скорость по возможности уменьшите

Надо заблаговременно изучить технические характеристики прицепа Знать, по какой траектории движутся колеса прицепа при повороте Перед поворотом необходимо снижать скорость так, чтобы в поворот вписался и прицеп

Подъезжайте к месту запланированной остановки медленно Перед остановкой увеличьте дистанцию по отношению к лидирующему автомобилю Пользуйтесь тормозами очень аккуратно, тормозите плавно Резкое торможение может привести к "складыванию" прицепа и автомобиля

Будьте предельно внимательны ведь у вас ограничена маневренность автомобиля Удостоверьтесь в том что дорога свободна позади на достаточно большом расстоянии

Монотонность движения. При движении с большой скоростью по хорошей, ровной дороге наступает состояние монотонии и снижается уровень вашего внимания к окружающей обстановке

Шум. Громко включенный радиоприемник — это источник многих опас-ностеи Он отвлекает вас, ухудшает внимание и заглушает те звуки, которые вам нужно вовремя услышать скрип тормозов, звуковые сигналы и тд Громкая беседа пассажиров или, что еще хуже, ваши беседы с пассажирами опасны по тем же причинам

Микроклимат в салоне автомобиля. Салон должен быть всегда проветрен, чист Прокуренный салон тоже может стать причиной плохого состояния водителя.

<Назад К Оглавлению Вперёд>

Хостинг от uCoz