11 Как управлять автомобилем в критической ситуации.

Назад К Оглавлению Вперёд

Умение "выходить" из критических ситуаций не приходит само собой, только оттого, что вы много ездите на автомобиле. Для этого нужна специальная подготовка. Приобрести ее вы сможете, ознакомившись с этим уроком. Из него вы узнаете:

приемы управления автомобилем в критических ситуациях;

типичные критические ситуации и ваши действия, позволяющие не дать им перерасти в происшествие;

комплексы упражнений для тренировки основных навыков, необходимых водителю в критических ситуациях.

Как правило сидеть за рулем, регулировать сидение, располагать руки на руле, вы узнали из Урока 1. Все эти навыки вам пригодятся, если придется выходить из критической ситуации. Здесь же напомним о переключении передач. Рекомендуем всегда пользоваться только одним способом, который не зависит от включаемой передачи (рис. 74 и 75).

В ситуациях, когда необходимо очень быстро включить передачу, можно применить способ, при котором педаль сцепления выжимается не полностью. Для этого снимите правую руку с рулевого колеса и перенесите ее на рычаг переключения передач. Одновременно левой ногой выберите свободный ход педали сцепления (положение 1). После этого, не сбрасывая "газ", и при неполном включении сцепления (положение 2) ударом правой руки включаете нужную передачу (рис. 76).

ТОРМОЖЕНИЕ

Во многих критических ситуациях возникает необходимость экстренно остоновить автомобиль или быстро снизить скорость. Ниже рассмотрены основные приемы торможения, применяемые в таких ситуациях.

Помните, что контакт стопы правой ноги с педалью тормоза должен быть в наиболее чувствительном месте — т.е. в ее верхней части (рис. 77).

Достичь максимально возможного замедления при торможении возможно, применяя такие приемы, которые позволят тормозить на грани блокировки колес. Помните, что при движении юзом, т.е. при полной блокировке колес, когда они перестают катиться, а начинают скользить по поверхности дороги, тормозной путь сильно увеличивается и резко возрастает вероятность заноса автомобиля.

Резкое нажатие на педаль тормоза до упора с последующим длительным удержанием педали в таком положении — грубая ошибка, особенно на скользком покрытии. Приемы торможения зависят от условий, возникающих в критической ситуации.

Рис. 74. При движении на себя тяните

Рис. 75. При движении от себя ладонь рычаг пальцами, а ладонью включает, а пальцы контролируют контролируйте его положение положение рычага

Условие 1. Расстояние до объекта возможного столкновения мало. Если имеющееся расстояние не позволяет остановить автомобиль до препятствия, попытайтесь его объехать. Перед маневром объезда постарайтесь снизить скорость. Это облегчит выполнение маневра. Для экстренного замедления применяется резкий способ торможения.

При таком способе надо плавно, но за короткий промежуток времени нажать на педаль тормоза до полной блокировки колес. После этого ослабить усилие и, отпустив педаль тормоза, убрать ногу с педали. Снизив таким образом скорость, вы можете начать маневр объезда препятствия.

Резкий способ торможения не применяется для полной остановки автомобиля, а только для экстренного замедления в критической ситуации.

Условие 2. Расстояние до объекта возможного столкновения достаточно для экстренной остановки.

Для полной остановки автомобиля в критической ситуации используйте ступенчатый способ торможения Он заключается в том, что приложив к педали тормоза начальное усилие, вы плавно, но за короткий промежуток времени увеличиваете его до кратковременной блокировки колес. Потом слегка ослабляете усилие на педали, предотвращая полную блокировку колес и возможный занос автомобиля, а затем сразу же опять увеличивается усилие, добиваясь кратковременной блокировки колес, и так— до полной остановки автомобиля.

На что обратить особое внимание?

Рис. 76. Ход педали сцепления:

1 - свободный;

2 - неполный (при скоростном включении передачи);

3 - полный

• Старайтесь, чтобы начальное усилие на педали было на грани блокировки колес. Если оно будет значительно больше, вам придется растормаживать колеса и начинать все сначала.

• В течение всего процесса торможения усилие на педаль тормоза должно быть как можно ближе к уровню, необходимому для блокировки колес

Рис. 77. Положение стопы правой ноги на педали тормоза:

а - правильно; б - неправильно - плохая чувствительность к изменению усилий на педали; в - неправильно - нога может соскочить с педали

• В случае начала заноса ликвидируйте его с помощью поворота руля в сторону заноса задней части автомобиля

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ПРИ ЗАНОСЕ

При заносе колеса автомобиля теряют необходимое сцепление с дорогой и начинают скользить, пробуксовывать, при этом действует поперечная сила, сдвигающая автомобиль в сторону. Заднюю часть автомобиля начинает заносить влево или вправо. Причиной заноса может быть резкая подача "газа" резкое торможение, резкий поворот руля, скользкая дорога, сильный боковой ветер, неровности дороги, неравномерный износ шин и тд.

Как устранить начавшийся занос на заднеприводном автомобиле.

3. Отклонение задней части автомобиля приближается к максимальному.

2 Вращение автомобиля влево вот-вот прекратится. Занос продолжается

1. Начало заноса Задняя часть автомобиля уходит влево

Начать вращение руля в обратную сторону Усилие на педали газа постоянное

Вращение руля в сторону заноса со скоростью, соответствующей скорости вращения автомобиля. Усилие на педали газа не увеличивать

Не пугаться Не тормозить. Не выжимать сцепление. Немного увеличить подачу газа

Рис. 78, а. Действия водителя на начальной стадии заноса

и. Занос прекращается. Автомобиль начинает прямолинейное движение

5. Автомобиль, пройдя исходное положение, начинает отклоняться вправо, но уже на меньший угол

4. Вращение автомобиля вправо

Колеса направлены прямо. Плавно прибавляем газ

Готовьтесь к вращению колеса в обратную сторону, как и раньше, с некоторым опережением

Вращение руля вправо со скоростью, соответствующей скорости вращения автомобиля. Усилие на педали газа не изменять

Рис. 78, б. Действия водителя по выходу из заноса на завершающей стадии

На что обратить особое внимание!!!

• Передние колеса должны быть все время повернуты строго в направлении движения.

• Темп руления должен соответствовать темпу поворота задней части автомобиля.

• Начинать перекладывать руль в другую сторону надо несколько раньше, чем занос задней части автомобиля на какое-то время прекращается и она "замирает".

• Не тормозить, не выжимать сцепление.

• Обороты двигателя должны быть такими, чтобы ведущие колеса катились без проскальзывания.

Особенности ликвидации заноса на переднеприводном автомобиле. Тяговое усилие на переднеприводном автомобиле приходится на передние колеса; этим обуславливается специфика управления, особенно на скользкой дороге. В отличие от заднеприводного, переднеприводной автомобиль значительно меньше подвержен заносу, в особенности при движении по прямолинейной траектории. Обычно потеря сцепления колес с дорогой у него происходит на поворотах.

Если задние колеса потеряли сцепление с дорогой на повороте, т.е. начался занос(рис.79).

Правильные действия

Заднеприводнойавтомобиль

Убавить подачу топлива

Если надо, слегка повернуть руль

в сторону заноса

Переднеприводной автомобиль

Увеличить подачу топлива Повернуть руль в сторону заноса

Рис. 79. Последовательность действия по выходу из заноса, возникшего на повороте дороги со скользким покрытием

На что обратить особое внимание водителю переднеприводного автомобиля?

При заносе никогда не сбрасывать газ, а, наоборот, увеличивать Правила прохождения поворота на переднеприводном автомобиле:

•Снижайте скорость до поворота.

•На повороте двигайтесь с постоянной скоростью или с небольшим ускорением.

•Если вы будете проходить поворот на большой скорости или слишком ускоритесь на самом повороте, передние колеса могут потерять сцепление с дорогой и начнется "снос" Передние колеса перестанут направлять автомобиль, и он будет двигаться по касательной (рис 80)

•При сносе не пытайтесь вернуться к прежней траектории, поворачивая колеса. Это ничего не дает, так как они потеряли сцепление с дорогой.

Рис. 80. "Снос" автомобиля на повороте дороги

Правильные действия:

• Уменьшите подачу топлива Это позволит восстановить сцепление ведущих колес с дорогой

• Учтите, что если ваши колеса повернутся на большой угол, то после восстановления сцепления автомобиль может резко бросить к краю дороги Поэтому при сносе — никаких поворотов руля до того, пока не восстановится сцепление ведущих колес с дорогой Коротко о главном для переднеприводного автомобиля

• Почаще смотрите на спидометр, не поддавайтесь очарованию больших скоростей

• Перед поворотом снижайте скорость

• При заносе не сбрасывайте газ, а, наоборот, увеличивайте его При необходимости поворачивайте руль в сторону заноса

• При сносе никаких резких действий педалью газа и рулевым колесом

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Любой водитель может совершить ошибки, которые приведут к возникновению критической ситуации Ниже рассмотрены типичные критические ситуации, возникающие из-за собственных или чужих ошибок, и действия, позволяющие избежать происшествия или снизить тяжесть его последствий Критическая ситуация № 1. Встречный транспорт на вашей полосе. Если встречный транспорт начинает переезжать разделительную полосу (рис 81)

• Подайте предупреждающий сигнал, "помигав" светом фар, или с помощью звукового сигнала (1)

• Немедленно уберите ногу с педали газа (2)

• Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза, чтобы предупредить водителей, движущихся сзади (3)

Рис. 81. Начальные действия для предотвращения лобового столкновения

Рис. 82. Экстренные действия для предотвращения лобового столкновения

• Если необходимо, начинайте экстренное торможение (4).

Если встречный транспорт продолжает выезжать на полосу вашего движения(рис.82)

• Направьте автомобиль вправо (ни в коем случае не влево!) (5).

• Примените экстренное торможение (6).

• Ищите место для безопасного съезда на обочину (7).

• Съезжайте на обочину (8).

Критическая ситуация № 2. Неожиданно впереди появляется препятствие. Варианты критических ситуаций показаны на рисунках 83-86. Варианты ваших действий:

• Применить экстренное торможение и остановиться до препятствия.

• Не изменяя скорости, объехать препятствие слева.

• Не изменяя скорости, объехать препятствие справа.

• Замедлить движение и объехать препятствие справа или слева. Что необходимо учесть при выборе лучшего варианта действий:

Выяснить Учесть

Возможно ли остановить

автомобиль

до препятствия?

Возможно ли объехать препятствие?

С какой стороны лучше объехать препятствие?

Скорость вашего автомобиля Сцепление колес

с дорогой. Расстояние до препятствия.

Нет ли транспорта, движущегося за вами сзади

на малой дистанции.

Нет ли транспорта на встречной полосе.

Нет ли транспорта, движущегося в попутном

направлении справа или слева.

Свободна ли обочина. Какова поверхность

обочины и ее ширина. Достаточно ли свободного

пространства для объезда слева.

Рис. 83. Лидирующее транспортное средство резко тормозит

Рис. 84. За крутым переломом дороги стоящий на вашей полосе автомобиль

Рис. 85. На крутом повороте с закрытым обзором стоящий на вашей полосе автомобиль

Рис. 86. На полосе вашего движения большая яма или препятствие

Рекомендации по выбору действий

• Если объезд препятствия затруднен, невозможен или вы считаете, что успеете остановить автомобиль, применяйте ступенчатый способ торможения.

• Если скорость вашего автомобиля более 40 км/ч и есть возможность объехать препятствие, то лучше воспользоваться таким способом предотвратить столкновение. В этом случае вам потребуется меньшее расстояние, чем для полной остановки. Перед началом маневра можно снизить скорость, примененяя резкое торможение.

В ситуации, когда дорога заблокирована можно объехать препятствие справа, если позволяет ширина и состояние обочины (рис. 87).

Рассмотрим, как правильно выполнить такой маневр.

Рис. 87. Возможные действия водителя при полностью заблокированной дороге

Объезд препятствия с выездом на обочину

Последовательность действий (рис.88).

1. Постарайтесь до выезда на обочину как можно больше снизить скорость.

2. Рулевое колесо поворачивайте вправо как можно плавнее и крепко держите двумя руками.

3. Как только передние колеса будут на обочине, прекратите всякое торможение.

4. При выезде на обочину плавно выравнивайте передние колеса и после того, как все колеса автомобиля будут на обочине, начинайте снижать скорость. Если обочина узкая и скользкая, то лучше не тормозить, а просто убрать ногу с педали газа. Если пользуетесь педалью тормоза, то применяйте прерывистый способ торможения. Если'объекты, находящиеся на обочине (стоящий транспорт, столбы и т.-д.) не позволяют остановить автомобиль на обочине, придется возвращаться на проезжую часть на большой скорости. Для этого:

4. Расположите свой автомобиль так, чтобы оба левых колеса находились на расстоянии 30-40 см от проезжей части. 5-6. Если проезжая часть дороги выше обочины, уберите ногу с педали газа и тормоза. Затем резко поверните рулевое колесо на пол-оборота влево. Это позволит колесам вашего автомобиля сразу выехать на проезжую часть.

7. выехав на проезжую часть, быстро поверните колеса вправо так, чтобы не выехать на соседнюю полосу движения.

Рис. 88. Объезд препятствия с выездом на обочину

Рис. 89. Критическая ситуация при подъезде к перекрестку

Рис. 90. Выезд со двора может быть опасен

Такой же порядок действий применяется в ситуации, когда два правых колеса вашего автомобиля съехали с проезжей части на обочину из-за вашей невнимательности или при объезде препятствия.

Критическая ситуация № 3. Препятствие появляется сбоку (рис. 89-93).

Если вы находитесь очень близко от транспортного средства, приближающегося сбоку, и ваша скорость велика, торможение чаще всего бесполезно. Постарайтесь, перейдя на пониженную передачу, резко увеличить подачу топлива и "проскочить" первым. Если позволяет обстановка с левым маневром. Предварительно подайте предупреждающий сигнал звуком или светом фар

Если столкновение неизбежно, постарайтесь перевести его из бокового в касательное; тяжесть последствий в этом случае будет меньше.

 

Рис. 92. Действия тормозом перед перекрестком

Рис. 93. Действия газом и рулем при опасности справа

"Подрезка"

Транспортное средство, завершающее обгон или смену полосы, резко выезжает на вашу полосу движения прямо перед вами.

В такой ситуации надо тормозить. Это позволит увеличить дистанцию между вами и "подрезающим" автомобилем (рис. 94).

В крайнем случае постарайтесь уклониться от столкновения маневром вправо. Но при этом надо быть уверенным, что справа нет других транспортных средств(рис.95).

Коротко о главном

• Подавляйте в себе инстинктивное желание в любой критической ситуации — тормозить. Во многих критических ситуациях правильное применение маневра может принести больше пользы.

• Учитесь быстро определять:

Свободен ли путь для маневра?

Достаточна ли ширина свободного пространства для выбранного

маневра?

Какова поверхность дороги?

Расстояние, необходимое для остановки автомобиля при движении

с различными скоростями.

• Не бойтесь, если надо выезжать на обочину в ситуациях, где такой маневр оправдан.

• Не выезжайте на полосу встречного движения. Критическая ситуация № 4. Правые или левые колеса автомобиля на большой скорости попадают в глубокую лужу. Правильные действия:

• Слегка повернуть руль в сторону противоположную луже.

• Переключиться на пониженную передачу.

• Увеличить подачу топлива.

Неверные действия — резкие движения рулевым колесом. На большой скорости автомобиль въехал в глубокую лужу всеми колесами.

Рис.94."Подрезка"

Рис. 95. Вариант"подрезки"

Правильные действия:

Колеса удерживать в положении "прямо".

• Перейти на пониженную передачу.

• Увеличить подачу газа.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ АВАРИЙНОЙ НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

Каждый водитель хотя бы один раз сталкивался с критической ситуацией, возникшей из-за неисправности автомобиля. Рассмотрим наиболее распространенные аварийные ситуации и то, как можно избежать связанных с ними тяжелых последствий.

Заклинило педаль газа. Вам нужно остановиться, вы убираете ногу с педали газа, но она не возвращается в нормальном положении:

• Смотрите на дорогу впереди.

• Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.

• Выключите зажигание (так, чтобы руль не замкнуло), нажмите на тормоз.

• Постарайтесь как можно быстрее съехать с дороги. После остановки найдите причину неисправности. Педаль могла задеть за коврик, и вы легко ее освободите. Если причина не в этом, проверьте привод акселератора. Некоторые детали могут быть зажаты или застряли. Небольшое количество масла, взятого с щупа для проверки уровня масла в двигателе, поможет устранить эту неисправность. Если вы не можете обнаружить или устранить неисправность (например, она вызвана поломкой или потерей возвратной пружины или поломкой крепления двигателя), не заводите автомобиль. Отбуксируйте его на стоянку.

Отказали тормоза.

Вы нажимаете на педаль тормоза, но автомобиль не снижает скорость. Что делать? (рис. 96)

• Несколько раз быстро нажмите на педаль тормоза.

• Если это не помогает, включите фары и аварийную сигнализацию.

• Последовательно переходите на пониженные передачи.

• Воспользуйтесь стояночным тормозом. При этом удерживайте его в нефиксированном положении, чтобы иметь возможность отпустить его в случае начала заноса.

Если имеющееся для остановки расстояние мало:

• Подайте звуковой сигнал.

• Постарайтесь погасить скорость, прижимаясь колесами к бордюру

• Избегайте лобового

Рис. 97. Лопнула шина

Рис. 96. Отказали тормоза

столкновения Лучше съезжайте с дороги на обочину. Если впереди обрыв'

• В качестве крайнего средства можно выключить зажигание и включить первую передачу. Это, возможно, повредит коробку передач, но поможет предотвратить падение автомобиля. Если тормоза отказали на крутом спуске:

• Гасите скорость, используя снежные валы, ограждения из кустарника и т.д.

Потеря управления. Поворачивая рулевое колесо вы чувствуете, что автомобиль не реагирует. Что-то отказало в рулевом управлении. Что делать?

• Предупредите других участников движения включением света фар, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом.

• Тормозите педалью тормоза так, чтобы не вызвать заноса. Ведь устранить его вам не удастся из-за потери управления.

• Отказу рулевого управления часто предшествует тугое или, наоборот, легкое вращение руля. Заметив это, сразу остановитесь и устраните причину неисправности.

Лопнула шина. Руль начинает тянуть в сторону лопнувшей шины. Что делать(рис. 97)

•Не тормозить.

• Крепче держите рулевое колесо, удерживая автомобиль на прямой.

• Плавно отпускайте педаль газа.

• Переходите на пониженную передачу.

• Когда скорость снизится, легко нажмите на тормоз.

• Остановите автомобиль вне проезжей части.

• Не меняйте колесо

на проезжей части

дороги.

Открылся капот. Видимость дороги впереди неожиданно закрывается открывшимся капотом. Что делать? (рис. 98)

Рис. 98. Открылся капот

Рис.99. Пожар под капотом

• Не тормозите резко (можете столкнуться с движущимся сзади автомобилем).

•Включите аварийную сигнализацию.

• Вытяните через окно двери. В качестве ориентира используйте дорожную разметку.

• Посмотрите в зеркало заднего вида, какова дистанция до автомобиля, движущегося сзади.

• Перенесите ногу с педали газа на педаль тормоза. Плавно тормозя, съезжайте с проезжей части дороги.

Пожар под капотом. Вы почувствовали запах дыма и увидели его или языки пламени, появившиеся из-под капота. Что делать? (рис. 99)

•Срочно съезжайте на обочину.

•Выключите зажигание.

• Попытайтесь сбить пламя, используя огнетушитель, если его нет — землю или толстую материю.

•Поднимая капот, будьте осторожны. Возьмите тряпку, чтобы защитить руки от ожога при открывании замка капота. Отклоните голову в сторону.

Не пытайтесь погасить пламя, увеличив скорость. Это только ухудшит ваше положение.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

Если столкновения избежать невозможно, постарайтесь хотя бы снизить тяжесть его последствий.

При лобовом столкновении (рис. 100):

• Если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы защитить его.

• Если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы избежать удара о рулевую колонку или лобовое стекло.

Рис. 100. Действия водителя при лобовом столкновении

Рис. 101. Действия водителя при боковом столкновении

При боковом столкновении (рис. 101):

• Двумя руками как можно крепче держитесь за рулевое колесо, чтобы не быть отброшенным на дверцу автомобиля.

• Будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения. При наезде сзади (рис. 102) отпустите тормоз для смягчения удара и

будьте готовы нажать на тормоз, чтобы после заднего удара не столкнуться

с движущимся впереди автомобилем:

• Крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья.

• Сильно надавите затылком на подголовник.

Почему надо всегда пользоваться ремнем безопасности?

Ремень безопасности предохранит вас от выпадения из автомобиля. При этом ваши шансы остаться в живых возрастают примерно в 5 раз.

Ремень безопасности замедлит поступательное движение вашего тела вместе с автомобилем. Если при столкновении вы оказались непристегнутым, произойдет следующее.

Ваш автомобиль резко остановится, а вы будете продолжать двигаться с той же скоростью до тех пор, пока не ударитесь о приборный щиток или лобовое стекло. При скорости 50 км/ч удар по силе будет равен падению с крыши трехэтажного дома.

Ремень безопасности не позволит вам перемещаться вдоль сиденья при неожиданных остановках и поворотах, а значит, даст вам возможность управлять автомобилем.

При боковом столкновении вас может отбросить к противоположной дверце автомобиля.

Ремень безопасности удержит вас за рулем. Ремень безопасности полезен только в том случае, если он застегнут.

Позаботьтесь о собственной безопасности — пристегните ремень.

Рис. 102. Действия водителя при наезде сзади

Рис. 93. Действия газом и рулем при опасности справа

"Подрезка"

Транспортное средство, завершающее обгон или смену полосы, резко выезжает на вашу полосу движения прямо перед вами.

В такой ситуации надо тормозить. Это позволит увеличить дистанцию между вами и "подрезающим" автомобилем (рис. 94).

В крайнем случае постарайтесь уклониться от столкновения маневром вправо. Но при этом надо быть уверенным, что справа нет других транспортных средств(рис.95).

Коротко о главном

• Подавляйте в себе инстинктивное желание в любой критической ситуации — тормозить. Во многих критических ситуациях правильное применение маневра может принести больше пользы.

• Учитесь быстро определять:

Свободен ли путь для маневра?

Достаточна ли ширина свободного пространства для выбранного

маневра?

Какова поверхность дороги?

Расстояние, необходимое для остановки автомобиля при движении

с различными скоростями.

• Не бойтесь, если надо выезжать на обочину в ситуациях, где такой маневр оправдан.

• Не выезжайте на полосу встречного движения. Критическая ситуация № 4. Правые или левые колеса автомобиля на большой скорости попадают в глубокую лужу. Правильные действия:

• Слегка повернуть руль в сторону противоположную луже.

• Переключиться на пониженную передачу.

• Увеличить подачу топлива.

Неверные действия — резкие движения рулевым колесом. На большой скорости автомобиль въехал в глубокую лужу всеми колесами.

Рис.94."Подрезка"

Рис. 95. Вариант"подрезки"

Правильные действия:

Колеса удерживать в положении "прямо".

• Перейти на пониженную передачу.

• Увеличить подачу газа.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ АВАРИЙНОЙ НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

Каждый водитель хотя бы один раз сталкивался с критической ситуацией, возникшей из-за неисправности автомобиля. Рассмотрим наиболее распространенные аварийные ситуации и то, как можно избежать связанных с ними тяжелых последствий.

Заклинило педаль газа. Вам нужно остановиться, вы убираете ногу с педали газа, но она не возвращается в нормальном положении:

• Смотрите на дорогу впереди.

• Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.

• Выключите зажигание (так, чтобы руль не замкнуло), нажмите на тормоз.

• Постарайтесь как можно быстрее съехать с дороги. После остановки найдите причину неисправности. Педаль могла задеть за коврик, и вы легко ее освободите. Если причина не в этом, проверьте привод акселератора. Некоторые детали могут быть зажаты или застряли. Небольшое количество масла, взятого с щупа для проверки уровня масла в двигателе, поможет устранить эту неисправность. Если вы не можете обнаружить или устранить неисправность (например, она вызвана поломкой или потерей возвратной пружины или поломкой крепления двигателя), не заводите автомобиль. Отбуксируйте его на стоянку.

Отказали тормоза.

Вы нажимаете на педаль тормоза, но автомобиль не снижает скорость. Что делать? (рис 96)

• Несколько раз быстро нажмите на педаль тормоза.

• Если это не помогает, включите фары и аварийную сигнализацию.

• Последовательно переходите на пониженные передачи.

• Воспользуйтесь стояночным тормозом. При этом удерживайте его в нефиксированном положении, чтобы иметь возможность отпустить его в случае начала заноса.

Если имеющееся для остановки расстояние мало:

• Подайте звуковой сигнал.

• Постарайтесь погасить скорость, прижимаясь колесами к бордюру

• Избегайте лобового

Рис. 96. Отказали тормоза

Рис. 97. Лопнула шина

столкновения Лучше съезжайте с дороги на обочину. Если впереди обрыв'

• В качестве крайнего средства можно выключить зажигание и включить первую передачу. Это, возможно, повредит коробку передач, но поможет предотвратить падение автомобиля. Если тормоза отказали на крутом спуске:

• Гасите скорость, используя снежные валы, ограждения из кустарника и т.д.

Потеря управления. Поворачивая рулевое колесо вы чувствуете, что автомобиль не реагирует. Что-то отказало в рулевом управлении. Что делать?

• Предупредите других участников движения включением света фар, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом.

• Тормозите педалью тормоза так, чтобы не вызвать заноса. Ведь устранить его вам не удастся из-за потери управления.

• Отказу рулевого управления часто предшествует тугое или, наоборот, легкое вращение руля. Заметив это, сразу остановитесь и устраните причину неисправности.

Лопнула шина. Руль начинает тянуть в сторону лопнувшей шины. Что делать(рис. 97)

•Не тормозить.

• Крепче держите рулевое колесо, удерживая автомобиль на прямой.

• Плавно отпускайте педаль газа.

• Переходите на пониженную передачу.

• Когда скорость снизится, легко нажмите на тормоз.

• Остановите автомобиль вне проезжей части.

• Не меняйте колесо

на проезжей части

дороги.

Открылся капот. Видимость дороги впереди неожиданно закрывается открывшимся капотом. Что делать? (рис. 98)

Рис. 98. Открылся капот

Рис.99. Пожар под капотом

• Не тормозите резко (можете столкнуться с движущимся сзади автомобилем).

•Включите аварийную сигнализацию.

• Вытяните через окно двери. В качестве ориентира используйте дорожную разметку.

• Посмотрите в зеркало заднего вида, какова дистанция до автомобиля, движущегося сзади.

• Перенесите ногу с педали газа на педаль тормоза. Плавно тормозя, съезжайте с проезжей части дороги.

Пожар под капотом. Вы почувствовали запах дыма и увидели его или языки пламени, появившиеся из-под капота. Что делать? (рис. 99)

•Срочно съезжайте на обочину.

•Выключите зажигание.

• Попытайтесь сбить пламя, используя огнетушитель, если его нет — землю или толстую материю.

•Поднимая капот, будьте осторожны. Возьмите тряпку, чтобы защитить руки от ожога при открывании замка капота. Отклоните голову в сторону.

Не пытайтесь погасить пламя, увеличив скорость. Это только ухудшит ваше положение.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

Если столкновения избежать невозможно, постарайтесь хотя бы снизить тяжесть его последствий.

При лобовом столкновении (рис. 100):

• Если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы защитить его.

• Если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы избежать удара о рулевую колонку или лобовое стекло.

Рис. 100. Действия водителя при лобовом столкновении

Рис. 101. Действия водителя при боковом столкновении

При боковом столкновении (рис. 101):

• Двумя руками как можно крепче держитесь за рулевое колесо, чтобы не быть отброшенным на дверцу автомобиля.

• Будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения. При наезде сзади (рис. 102) отпустите тормоз для смягчения удара и

будьте готовы нажать на тормоз, чтобы после заднего удара не столкнуться

с движущимся впереди автомобилем:

• Крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья.

• Сильно надавите затылком на подголовник.

Почему надо всегда пользоваться ремнем безопасности?

Ремень безопасности предохранит вас от выпадения из автомобиля. При этом ваши шансы остаться в живых возрастают примерно в 5 раз.

Ремень безопасности замедлит поступательное движение вашего тела вместе с автомобилем. Если при столкновении вы оказались непристегнутым, произойдет следующее.

Ваш автомобиль резко остановится, а вы будете продолжать двигаться с той же скоростью до тех пор, пока не ударитесь о приборный щиток или лобовое стекло. При скорости 50 км/ч удар по силе будет равен падению с крыши трехэтажного дома.

Ремень безопасности не позволит вам перемещаться вдоль сиденья при неожиданных остановках и поворотах, а значит, даст вам возможность управлять автомобилем.

При боковом столкновении вас может отбросить к противоположной дверце автомобиля.

Ремень безопасности удержит вас за рулем. Ремень безопасности полезен только в том случае, если он застегнут.

Позаботьтесь о собственной безопасности — пристегните ремень.

Рис. 102. Действия водителя при наезде сзади

Назад К Оглавлению Вперёд

Хостинг от uCoz