7 Восприятие и прогнозирование дорожно-транспортной обстановки. |
КАК ПРАВИЛЬНО "ЧИТАТЬ" ДОРОГУ Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи А ведь подобные ситуации возникают очень часто В чем же здесь причина9 Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управлению ими Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скоросги автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка — он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию Можно ли считать главной причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения9 Нет И вот почему В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих “чудес” восприятия те использовать свое зрение наиболее рациональным образом Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения9 Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимое для этого время и пространство Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу Для того чтобы осмыслить дорожно-транс-портную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах К ним относятся дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, до рожная разметка, дорожные условия, поведение и сосюяние других участников дорожного движения Хотя их расположение и характер в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени Эта точка становится как бы целью движения в данный момент Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения Его расположение зависит от условий движения Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда закончит прохождение данного участка дороги Правило первое: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения. Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине Правило второе: смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность. Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди Нужно с самого начала заставлять себя “отрывать” взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед Так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль Это значит, что смотреть надо на расстояние большее, чем остановочный путь вашего автомобиля Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее, решить, что делать, и реализовать свое решение Определим более точно расстояние опережающего наблюдения В городе достаточно смотреть на 1 —2 перекрестка вперед При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать, контролировать дистанцию Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется Итак, учимся определять расстояние в секундах Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и тд ), и начинаем считать “одна тысяча один, одна тысяча два” и так далее до одной тысячи двенадцати Получим 12 с Если вы доехали до объекта, не досчитав до “одна тысяча двенадцать”, то надо перевести взгляд еще дальше вперед 12с — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадает в зону торможения вашего автомобиля Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое После вычитания из 12 с “времени неприкосновенного запаса”, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8с Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов Причем наблюдение ведется не только за проезжей частью дороги, но и около нее Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог Основная цель наблюдения — поиск опасностей Поэтому ваши глаза должны быть активны, те находиться постоянно в движении Они как бы “ощупывают” всю окружающую обстановку Правило третье: активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее. Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения Область центрального зрения ограничивается конусом с углом в 3 ° в горизонтальной плоскости Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10—15° В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше Объекты не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаруже ны при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект. Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно-транс-портной обстановке — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т.п.) Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами Ведь движение глаз требует времени Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении еще больше За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили. Для того чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных с точки зрения безопасности движения объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы сконцентрировали свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность. Правило четвертое: не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте. Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство Причина — в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида. Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида При этом обращать внимание на следующее: не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами; нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон или опережение вашего автомобиля; нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости. Не рекомендуется смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым. Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением. Не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в “слепой зоне”. Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида Особенно это важно в следующих случаях вы замедляете движение увидев на дороге опасность, которая может быть не видна водителю автомобиля, следующего за вами Например, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения, вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор, вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку Правило пятое: постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля. Это позволит иметь вам целостное представление о том, что происходит вокруг вас Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом Хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения, но могут это сделать Правило шестое: перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу постоянно контролируйте, свободно ли место, которое вы хотите занять. Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить то, что движущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте Правило седьмое: чем больше ваша скорость, тем “шире” должен быть ваш взгляд. При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным Не концентрируйте его в одной точке Осматривайте обстановку сбоку ПРАВИЛА НАБЛЮДЕНИЯ В ТИПИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный поток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите что-либо необычное Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево — направо — налево, затем опять направо Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка Потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь Повторное наблюдение слева и справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения Если справа что-то изме нилось (те приближается какое-то транспортное средство), эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями Сопоставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств Ведь бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства противоречат друг другу Например, водитель собрался поворачивать направо и, соответственно, готовится к повороту, изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, определите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по дорожному движению Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения — и даже небольшие скорости не спасают от дорожно-транспорт-ных происшествий Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящими автомобилями, зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока не улучшится видимость Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей пешеходные переходы примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы находитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный поток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в “слепых зонах” Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди вас Главное на чем следует сосредоточиться — это его скорость Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте замедлять движение вместе с ним Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль Проверяйте “слепые зоны”, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться Особенно внимательным нужно быть при обгоне Здесь требования к вам повышаются нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать Не увлекайтесь слушанием радиоприемника, слушайте лучше дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, чтобы не отвлекать вас от вождения) Кстати, обгоняющий вас автомобиль вы скорее услышите по нарастающему шуму мотора слева Имейте в виду, что плывущий звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его Прислушайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия Когда дорога прямая и ровная она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии Если он поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками, они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения Какое покрытие — цементно-бетонное или гравийное В хорошем ли состоянии дорога Нет ли ям При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выскочить из ваших рук При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем Но не забывайте о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим, и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны Тип и состояние покрытия надо учитывать не только при выборе скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного наблюдения, а теперь несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентируется в основном по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет к постоянным пробелам в его восприятии Он часто забывает о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля Поэтому в начальной стадии обучения необходимо уделять этому постоянное внимание Совершенствование процесса восприятия ДТС у начинающего водителя выражается в том, что он начинает концентрировать свое внимание на наиболее существенных элементах обстановки, количество движений его глаз при ее осмотре и продолжительность фиксации взгляда сокращаются Он начинает смотреть значительно дальше вперед по ходу движения своего автомобиля Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости Все, что находится в поле зрения водителя, движется либо само по себе, либо относительно водителя Обучение правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях движения, постепенно переходя к диапазону более высоких скоростей Опытные инструкторы используют для формирования навыков наблюдения метод вопросов Его можно использовать как при управлении автомобилем в реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе Вот некоторые из подобных вопросов Что вы должны увидеть в данной ДТС Куда необходимо направить внимание прежде всего Чем может быть отвлечено ваше внимание Для водителей, имеющих определенный опыт управления автомобилем обучение может быть направлено на развитие навыков наблюдения более высокого уровня Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических ДТС с целью развития умения в стрессовой обстановке, за минимальное время принимать правильное решение СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть не одно и то же Подтверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая довольно оживленную улицу города После чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов или событий, изображенных на фотографии Полученные ответы сильно различались Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной ситуации оказывает целевая направленность его внимания, те то, какую информацию он хотел бы получить из окружающей обстановки Для водителя основная цель наблюдения — получение информации о наиболее важных с точки зрения безопасности движения объектах и событиях дорожно-транспортной обстановки При движении на автомобиле водитель сталкивается с большим числом самых различных объектов и событий Его мозг не в состоянии переработать всю получаемую им информацию Кроме того, далеко не все из того, что он видит, важно для него с точки зрения безопасности движения Поэтому надо научиться из всего потока информации быстро и правильно отбирать и анализировать наиболее важную Отсутствие такого умения приводит к большой трате времени на обработку сведений, ценность которых с точки зрения безопасного движения очень незначительна Важными для водителя являются только те объекты, которые могут повлиять на движение автомобиля и стать причиной критической ситуации или ДТП Следует отметить, что при наблюдении за дорожно-транспортной обстановкой основную роль играет зрение, а при анализе полученной в результате наблюдения информации требуются умственные навыки Умение анализировать — это прежде всего умение классифицировать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависимости от их влияния на безопасность движения автомобиля Можно выделить три основных категории объектов Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты и препятствия, закрывающие обзор — холмы, строения, деревья Объекты информационного характера. К ним относятся дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика. Объекты, не представляющие опасности для движения автомобиля: реклама, пешеходы, идущие по тротуару, и тд Дорожно-транспортная обстановка постоянно изменяется, что требует от водителя непрерывного и быстрого анализа информации Однако, несмотря на многообразие информации, количество объектов, которые могут повлиять на возникновение ДТП в каждый конкретный момент времени движения, не так уж важно Поэтому прежде всего надо выявить наиболее важные объекты Затем на основе более подробного анализа определить степень важности каждого из них Например, включение сигнала поворота стоящего автомобиля — признак того, что автомобиль может начать движение Важность этого события высока, так как оно может привести к опасной ситуации Предположение о начале движения стоящего автомобиля может быть проверено на основе других признаков, например, началом поворота передних колес в сторону движения и тд Чем больше таких признаков будет выделено, тем правильнее будет принятое решение и меньше вероятность возникновения ДТП Анализ обстановки может стать значительно более быстрым и точным, если научиться правильно группировать полученные сведения и рассматривать дорожно-транспортную обстановку как набор объектов и событий, относящихся к определенным группам Это, во-первых, гарантирует учет всей важной информации, во-вторых , сокращает время анализа, в-третьих, позволит более равномерно осматривать всю обстановку Как мы уже отмечали, все элементы дорожно-транспортной обстановки можно классифицировать по трем группам дорожные знаки, сигналы и дорожная разметка, поведение и состояние других участников дорожного движения, дорожные условия Анализируя дорожно-транспортную обстановку, следует отдельно рассматривать все объекты и события, относящиеся к каждой группе, выделяя основные признаки, характерные для каждой из них Рассмотрим их более подробно Дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора и дорожная разметка информируют об условиях движения на конкретном участке дороги Они предупреждают водителя о наличии впереди поворотов, уклонов и других изменений обстановки, а также напоминают о законах дорожного движения Поэтому анализировать их надо в первую очередь Другие участники движения — это транспортные средства, пешеходы, велосипедисты и тд Транспортные средства существенно различаются своими характеристиками, у них разная мощность, размеры, тормозные свойства и тд Люди, уп- равляющие ими, также различаются по своим способностям, физическому и эмоциональному состоянию Водитель должен не только знать о существо-ваиии таких различий и о харакгере их влияния на безопасность движения, но и уметь выявлять их по определенным признакам Ниже перечислены некоторые признаки, по которым можно судить о возможных перемещениях автомобилей и действиях водителей Признаки, характеризующие движение автомобиля: изменения направления движения и повороты (включение сигналов поворота, расположение на дороге, на полосе, на обочине или у тротуара, направление повернутых передних колес, наклон кузова и распределение груза), ускорение и скорость (дым из выхлопной трубы, оседание задней части автомобиля, шум при качении шин по дороге), замедление и торможение (включение стоп-сигналов, наклон передней части автомобиля вниз, скрип тормозов), состояние автомобиля (наличие повреждений, распределение груза, состояние окон автомобиля, наличие на автомобиле номерного знака другой области) Признаки, характеризующие водителя: Большое число ДТП происходит потому, что один из участников движения не видел другого, а второй, думая что его видят, не предпринимал необходимых мер для ликвидации опасной ситуации Поэтому очень важно уметь определять, видят ли вас другие участники ситуации Вот некоторые признаки, по которым можно судить об отвлечении внимания водителя другого транспортного средства водитель прикуривает, водитель разговаривает с пассажиром, водитель увидел знакомого и пытается привлечь его внимание Мешает видимости и загрязнение стекол, не работающие стеклоочистители, солнце, светящее прямо в глаза, сувениры, висящие в салоне автомобиля и др Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты Поведение этой категории участников дорожного движения наименее предсказуемо Надо быть очень внимательным по отношению к детям Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОПАСНОСТИ Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой он движется Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с помощью наблюдения и анализа Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения Логически процесс прогнозирования можно представить как ответы на следующие вопросы Что может произойти в ближайшем будущем Что произойдет с большей вероятностью Представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность Какова опасность ситуации в целом Для примера рассмотрим конкретную ситуацию Например, вы движетесь на подъеме по незнакомой дороге Других автомобилей не видно Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэтому вы не может увидеть ее далеко впереди Недалеко от обочины дороги растут деревья что еще больше ухудшает обзорность Что может произойти7 Впереди может оказаться перекресток На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь -Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон За подъемом может начаться крутой спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится Теперь о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается от потенциальной Непосредственная опасность — это опасность, которая очевидна и требует немедленных действия водителя Например, ребенок может неожиданно выбежать на дорогу прямо перед вашим автомобилем Потенциальная опасность — это опасность, которая может со временем стать непосредственной Например, стоящий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги Поведение водителя в условиях опасности зависит от того превышает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность Водители довольно сильно различаются с точки зрения их готовности к риску те того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым Например, водитель может осознать опасность ситуации, но, считая, что он может легко с ней справиться, вести себя так, что значительно увеличит вероятность возникновения ДТП Уметь предвидеть — это не только умение видеть, где и какая опасность вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих конфликтов КОНФЛИКТ С ТРАНСПОРТОМ, ДВИЖУЩИМСЯ НАВСТРЕЧУ Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу (рис 50, а) Признаки опасности у встречного транспортного средства включен сигнал левого поворота, оно снижает скорость, оно перестраивается на левую полосу справа пересечение с примыкающей дорогой, впереди место для разворота Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятствия выезжает на полосу вашего движения (рис 50, б) Признаки опасности узкая проезжая часть, впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль встречный автомобиль приближается с большой скоростью Встречное транспортное средство на повороте выезжает на полосу вашего движения (рис 50, в) Признаки опасности встречный автомобиль движется с большой скоростью, крутой поворот, скользкая дорога, малая ширина проезжей части Выявить и устранить эти конфликты заранее можно если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоянии и выявлять первые признаки опасности Рис. 50. Выезд транспортного средства на полосу встречного движения КОНФЛИКТЫ С ТРАНСПОРТОМ, ПЕРЕСТРАИВАЮЩИМСЯ НА ПОЛОСУ ВАШЕГО ДВИЖЕНИЯ С СОСЕДНИХ РЯДОВ Стоящий справа автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу (рис 51 а) Признаки опасности справа несколько стоящих автомобилей, у ближайшего к вам автомобиля включены сигналы левого поворота, впереди слева перекресток, где разрешен левый поворот Транспортное средство, приближающееся с примыкающей справа дороги, по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения (рис 51 б) Признаки опасности большой поток автомобилей, выезжающих на дорогу справа, плохая видимость обстановки на примыкающей дороге, интенсивное движение на главной дороге Транспортное средство, движущееся по соседней полосе слева, резко перестраивается на вашу полосу (рис 51, в) Признаки опасности автомобиль, движущийся сзади, начинает обгон, на полосе слева от вас возникла помеха справа, впереди съезд с дороги вправо Выявить и устранить эти конфликты вы сможете, если будете наблюдать за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя транспортные средства, движущиеся с большой скоростью, с включенными указателями поворота, а также помехи, которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу КОНФЛИКТ С ТРАНСПОРТОМ, ДВИЖУЩИМСЯ ВПЕРЕДИ, В ПОПУТНОМ НАПРАВЛЕНИИ Едущее впереди вас транспортное средство резко тормозит, дистанция, разделяющая вас, быстро сокращается Признаки опасности у едущего впереди автомобиля загорелись стоп-сигналы, впереди регулируемый или нерегулируемый перекресток, далее разворачивающиеся или поворачивающие автомобили, а также неподвижное препятствие, другие помехи Для того, чтобы избежать возможных конфликтов, наблюдайте за обстановкой, за впереди едущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении опасности, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию КОНФЛИКТ С ТРАНСПОРТОМ, ДВИЖУЩИМСЯ СЗАДИ Вы резко тормозите. Дистанция, отделяющая вас от движущегося сзади транспортного средства, быстро сокращается. Признаки опасности высокая скорость вашего автомобиля, малая дистанция до автомобиля, движущегося сзади, обстановка впереди требует значительного снижения скорости Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко,а плавно Рис. 51. Транспортные средства создают конфликтные ситуации, если резко перестраиваются на другую полосу движения КОНФЛИКТ С ТРАНСПОРТОМ ИЛИ ПЕШЕХОДОМ, ПЕРЕСЕКАЮЩИМ ТРАЕКТОРИЮ ВАШЕГО ДВИЖЕНИЯ ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ Транспортное средство, движущееся по пересекаемой дороге, выезжает на полосу вашего движения под прямым углом. Признаки опасности плохая видимость обстановки на пересекаемой дороге, неисправен светофор, большая скорость приближающегося сбоку автомобиля Пешеход перебегает дорогу непосредственно перед вашим автомобилем. Признаки опасности группа людей, стоящих у дороги, автомобили, стоящие у дороги (из-за них могут выйти люди) Для того чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа и слева от дороги, по которой вы движетесь Заранее выявляйте находящихся у дороги пешеходов и автомобили, приближающиеся с примыкающей дороги Сможете ли вы распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой ранней стадии его возникновения, во многом зависит от того, насколько хорошо вы умеете оценивать пространственно-временные параметры ситуации Можно выделить следующие наиболее важные и часто встречаемые параметры, из которых складывается такая оценка скорость и ускорение, дистанция, направление движения По ним водитель может определить время и пространство, которыми он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность Как показывают результаты исследований, большинство людей делают такие оценки с недостаточной точностью Отчасти это может быть объяснено тем, что в автомобиле человек лишается привычной для него связи, позволяющей оценивать скорость и расстояние При беге, езде на велосипеде, скачке на лошади человек может оценить скорость по величине мышечных напряжений, чувству равновесия, дыхания и тп При езде на автомобиле эти привычные и естественные ощущения не позволяют столь точно оценить скорость передвижения Кроме того, человек вообще мало приспособлен к оценке таких больших скоростей, с какими движутся современные транспортные средства Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация к скорости При длительном движении по прямой дороге без перекрестков человек привыкает к высокой скорости и теряет способность реагировать на внезапные изменения условий движения, требующие резкого снижения скорости Экспериментальные данные показывают, что наименее точные оценки характерны для большинства водителей при определении скоростей движения встречного транспорта В реальном движении это приводит к тому, что неправильно определяется то место, где произойдет разъезд со встречным автомобилем. Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля, движущегося с большой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель автомобиля, имеющего меньшую скорость, переоценивает это расстояние Например, человек, совершающий обгон, будет считать этот маневр менее опасным, чем он есть на самом деле УЛУЧШИТЬ ГЛАЗОМЕР можно с помощью несложных упражнений, позволяющих тренироваться без каких-либо специальных приспособлений прямо в пути Упражнение 1 Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий автомобиль Определите на глаз, сколько до него метров Упражнение 2 Вам навстречу движется автомобиль Определите, в какой точке дороги произойдет ваша встреча Упражнение 3 Выезжая со второстепенной дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр Начиная его, считайте одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ровно одна секунда), одна тысяча два и тд, пока не завершите маневр Правильна ли была ваша первоначальная оценка Упражнение 4 Подъехав к перекрестку, к которому справа приближается транспортное средство, определите, сколько времени пройдет до его подъезда к перекрестку Проверьте на счет и сравните со временем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении Подобные упражнения можно придумать самим Попробуйте Следующее, что необходимо при прогнозировании, — это умение учитывать возможные ошибки других участников движения Конечно, нет смысла никому не доверять и исходить только из того, что другой участник в любое время может нарушить ПДД Однако полностью полагаться на правильность действий окружающих тоже не стоит Ведь совершить ошибку можно не только умышленно, но и в силу различных обстоятельств, которые следует знать и учитывать Например, стоит проверить предположение о том, что другие вас видят Причинами для сомнения могут быть ваше расположение в “слепой” зоне или тот факт, что стекла автомобиля другого участника ситуации запотели или загрязнены, либо багаж или одежда закрывают заднее стекло автомобиля Кроме того, он может быть занят наблюдениями за другими объектами обстановки, его внимание может быть отвлечено прикури-ванием или разговором с пассажиром Наиболее тяжелые происшествия возникают при нарушении ПДЦ на перекрестках, поэтому лучше всего проверить, останавливаются ли автомобили, которые должны вас пропустить, или продолжают двигаться с той же скоростью К наиболее распространенным ошибкам можно отнести следующие движение с малой дистанцией, выезд на полосу встречного движения при повороте направо, опасный обгон, неожиданный выезд со двора, смена полосы движения без видимой необходимости, резкое торможение при подъезде к перекрестку, неподача сигнала перед выполнением маневра, ложная подача сигнала Учитывайте такие ошибки и старайтесь действовать исходя из принципа “доверяй, но проверяй” Правильный прогноз невозможен без знания ПДД и умения применять их в конкретных ситуациях Причем чем сложнее конкретизировать правило для данной ситуации, тем больше вероятность того, что оно будет истолковано участниками ситуации по-разному ПОЧЕМУ МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ ОПАСНОСТЬ? Психологи неоднократно отмечали, что людям свойственно недооценивать вероятность появления маловероятных событий, в особенности, если возникновение такого события носит нежелательный для человека характер Например, требует дополнительных действий или сопряжено с угрозой опасности В дорожном движении нередко встречаются ситуации, в которых вероятность появления опасности (допустим, выход пешехода на проезжую часть) незначительна, но возможна Как же ведут себя водители в таких ситуациях Оказывается, далеко не всегда правильно Вот несколько примеров Представьте себе крутой поворот загородной дороги Вдоль дороги растут деревья, поэтому дорога за поворотом не видна Ширина проезжей части всего 4 м Интенсивность движения на дороге небольшая Именно на таких участках было проведено исследование скоростей движения, выбираемых водителями при подъезде к повороту Оказалось, что водители, которые двигались по участку первый раз и не знали, что интенсивность движения на нем незначительна, выбирали скорость, позволяющую им остановить автомобиль при внезапном появлении на дороге встречного транспорта Те же, кто часто ездил по этой дороге и хорошо знал, что вероятность появления встречного автомобиля мала, подъезжали к повороту на скорости, при которой встречный разъезд был практически невозможен В качестве объекта другого исследования был выбран обгон Поведение водителей при совершении этого маневра изучалось с помощью фотографирования автомобилей, обгоняющих автомобиль, в котором находились лица, проводившие исследования Когда к автомобилю экспериментаторов на прямом участке сзади приближался автомобиль, то его водитель не начинал обгон, если видел впереди встречное транспортное средство Причем независимо от того, какое до него расстояние Однако в тех случаях, когда автомобиль экспериментаторов приближался к повороту, водители, двигаясь за ним, часто принимали решение совершить обгон Очевидно, они просто пренебрегали небольшой вероятностью возможного появления из-за поворота встречного автомобиля И наконец, третьим примером, подтверждающим тот факт, что большинство водителей пренебрегают маловероятной опасностью, может служить исследование выбора скорости движения в темное время суток Было выяснено, на каком расстоянии водитель автомобиля может в темное время суток заметить пешехода, идущего по дороге впереди После этого замерена скорость движения большого числа водителей Оказалось, что подавляющее большинство движется со скоростями, намного превышающими безопасную, те позволяющую остановиться до столкновения с появившимся пеше- ходом Очевидно, вероятность появления пешехода на дороге расценивается как чрезвычайно малая величина либо неверно оценивается остановочный путь автомобиля и расстояние, с которого можно заметить пешехода Чем же объясняется столь устойчивая склонность людей недооценивать маловероятную опасность Возможно, она связана с тем, что решение принимается по принципу “все или ничего” То есть если вероятность появления события оценивается ниже какого-то определенного уровня, то оно просто не принимается во внимание Другая особенность принятия решения заключается в том, что вероятность желаемого события обычно переоценивается Эта особенность известна многим Стоит чего-нибудь захотеть очень сильно, как начинает казаться, что достигнуть желаемого совсем нетрудно При этом все сложности и опасности, сопряженные с достижением цели, сильно преуменьшаются Результаты многочисленных экспериментов показывают, что при одинаковой объективной вероятности возникновения двух положительных событий человек склонен считать более вероятным возникновение гого события, которое, по его мнению, он может контролировать исходя из имеющихся у него навыков и способностей Для пояснения этого вывода рассмотрим простой пример Представим себе, что в ходе эксперимента водителя испытывали на очень сложном испытательном полигоне и он достиг определенного уровня развития навыков вождения Допустим, в 65% случаев он проезжает трассу на полигоне за 10 мин Если этому водителю участвующему в соревновании, дать возможность выбора — либо получить 85 очков просто так, без проезда по трассе либо проехать по трассе за время, не превышающее 10 мин , и получить в случае успеха 100 очков, - то большинство выбирает второй вариант Подобные эксперименты показывают что люди часто проявляют слишком большую самоуверенность в успехе предпринимаемых ими действий В условиях дорожного движения чрезмерная самоуверенность довольно часто является причиной ошибок Для многих людей очень сложно оценить разницу в тяжести возможных последствий при столкновении автомобиля на разных скоростях Как правило, большинство недооценивают влияния скорости на тяжесть возможного последствия столкновения В одном эксперименте группе водителей предложили ответить на вопрос при какой скорости они смогут остановить автомобиль так, чтобы полностью предохранить себя от удара Многие назвали скорость около 25 км/ч Фактически же эта скорость равна всего лишь 7 км/ч Восприятие опасности, связанной со скоростью, существенно зависит от возраста человека На вопрос о том, какую роль играет скорость автомобиля в ДТП, лишь 15% водителей в возрасте до 25 лет отметили высокую скорость как главную причину происшествий В то же время среди водителей старше 25 лет ее отметили уже 43% Очевидно, молодые водители переоценивают свои возможности компенсировать опасные последствия высоких скоростей движения умелым вождением. |
|