12 Первые шаги к самопознанию.
УЧИТЫВАЙТЕ СВОИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Психофизиологические способности каждого из нас заложены от рождения и изменить их трудно, а некоторые невозможно. Но знать их необходимо, хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства.
Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разрешающую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не позволяющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.
Результаты исследования, проведенного в США, показали, что, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.
Какие же психофизиологические недостатки, влияющие на безопасность управления автомобилем, наиболее распространены?
90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным американской оптической ассоциации, по меньшей мере 33% водителей имеют опасные дефекты зрения и не знают об этом. А знаете ли их вы?
Какова острота вашего зрения? Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомобилем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не ленитесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения, и, если надо, менять очки.
Хорошо ли вы видите ночью? Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освещении значительно хуже. Таким лучше ограничить ночные поездки, либо обратиться к окулисту за более подробной консультацией.
Ваши адаптационные способности. Для восстановления способности видеть обстановку после ослепления фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7-8 с. Если это время больше, то вам лучше избегать ночного вождения, особенно на плохо освещенных участках, где возможно ослепление встречным транспортом. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты.
Боковое зрение. Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку от вас, очень важна. Особенно при движении в условиях города, где опасность часто появляется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову прямо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно следующим образом. Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся метрах в десяти прямо впереди вас. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, "замрите" и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое зрение.
Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они могут видеть только в пределах угла, не более 40°. Эти чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля остается вне зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при проезде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечения дорог, места, где пешеходы переходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за местами, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не "краем" глаза.
Слух нужен водителю для того, чтобы услышать опасность, которую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал, звук мотора и шин обгоняющего автомобиля, сирену скорой помощи, скрип тормозов... Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом на расстоянии 6 м. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон.
Время двигательной реакции важное, но далеко не самое главное, как многие считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Из-за того, что сначала делают, а потом думают. Поэтому, если у вас не очень хорошее время реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать его за счет умения прогнозировать опасность зрения и четко отработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях.
Тест на определение времени реакции. Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы — поймать между пальцами. Если не успели, значит не стоит обольщаться в отношении своей реакции.
Результаты исследований причин ДТП, связанных с психофизиологическими качествами, показали, что важность некоторых из них с точки зрения
на надежность водителя явно переоценивается. В то время как о других, более значимых качествах большинство водителей даже не знает. Например, неспособность различать цвета, или, другими словами, дальтонизм. К этому качеству претендента на управление любым видом наземного транспорта обычно предъявляются достаточно строгие требования. Однако при изучении ДТП с водителями-дальтониками не было обнаружено никакой связи между причинами ДТП и нарушением различать цвета. Это, конечно, не означает, что дальтоник не может попасть в происшествие из-за неразличения сигналов светофора, но, по-видимому, вероятность такого события невелика. Объясняется этот на первых взгляд странный факт тем, что, приближаясь к перекрестку, можно следить за движением других транспортных средств и таким образом определить режим работы светофора. Водители, постоянно пользующиеся этим способом, добиваются очень высокой точности оценки.
Особенность зрения, о которой большинство водителей не знают и поэтому не могут компенсировать ее опасное влияние при вождении — преимущественное использование правого или левого глаза. Напрашивается предположение, что доминирующим становится тот глаз, который лучше видит. Однако это не так. В ряде случаев и слабый глаз тоже может быть доминирующим.
На первый взгляд кажется, что эта особенность зрения не должна оказывать существенного влияния на безопасность управления автомобилем. Но это мнение ошибочно. Такая особенность зрения приобретает значимость еще и потому, что большинство людей не осознают существования у них доминирующего глаза.
При доминировании одного глаза водитель хорошо видит обстановку, находящуюся со стороны доминирующего глаза, и значительно хуже то, что происходит с другой стороны. Поэтому, например, человек, у которого доминирует левый глаз, может не заметить транспортное средство, подъезжающее справа.
Чтобы определить доминирующий глаз, можно использовать очень простой тест. Обе руки вытяните перед собой, большим и указательным пальцами зажмите кольцо и, глядя сквозь него, находите и фиксируйте какой-нибудь объект (например, спичечный коробок), находящийся на некотором расстоянии от вас, так, чтобы он был виден строго в центре кольца. После этого закрывается сначала один, а затем второй глаз и отмечаете, при каком закрытом глазе объект больше смещается в сторону от центра кольца. Противоположный ему глаз и является доминирующим.
Для компенсации этой особенности зрения при управлении автомобилем с особой внимательностью надо осматривать обстановку со стороны, противоположной доминирующему глазу, при этом не ограничиваться простым смещением глаз, а повернуть голову, особенно при проезде перекрестков.
Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять целиком всю ситуацию, в которой он находится. Поэтому он вынужден рассматривать ее по частям. При этом, учитывая особенности и возможности своего зрительного аппарата, применять такую последовательность осмотра, которая позволит ему получить максимум важной информации за минимум времени. Какие же особенности зрения имеют с этой точки зрения наибольшее значение?
Известно, что область максимальной остроты зрения ограничена. Наиболее четко человек видит объекты, находящиеся в пределах конуса с углом 3°. Достаточно хорошо видны объекты и в пределах большего конуса с углом порядка 10-20°. С помощью бокового зрения, область видимости для которого равна 160-180°, объекты могут быть только обнаружены, но не опознаны. Чтобы опознать объект, находящийся сбоку, понять характер его движения, необходим перевод взгляда, в течение которого человек практически не воспринимает окружающую обстановку. Объясняется это тем, что зрительное восприятие возможно только при фиксации взгляда. Известно, например, что для перевода взгляда с крайней левой области видимости на крайнюю правую и фиксацию взгляда на рассматриваемом объекте требуется время от 1 до 1,5 с. Ночью или в плохих условиях освещенности это время увеличивается.
В качестве особенности зрения, о которой большинству водителей не известно, можно привести непроизвольное мигание глаз, происходящее при одновременном и быстром перемещении головы и глаз человека. Обычно человек не замечает мигания, так как оно происходит непроизвольно. При этом часть пространства может остаться непросмотренной. Для примера рассмотрим ситуацию, возникающую при совершении поворота.
Водитель, собирающийся повернуть налево, должен быстро перевести свой взгляд со встречного транспортного потока (когда он обнаружит достаточный для проезда разрыв в потоке) на область слева в направлении своего движения при выполнении поворота. При этом необходимо быстро просмотреть большую область обстановки, во время чего его взор блокируется непроизвольным морганием век.
Четкое восприятие — основа правильной оценки и прогнозирования возможного развития ситуации. Психофизиологической основой оценки ситуации являются качества, позволяющие человеку определять изменения пространственно-временных параметров. К ним относятся способности к оценке скорости, дистанции, направления движения, изменение расстояния до объектов. Обычно различают два вида движения: радиальное, т.е. удаление или приближение к наблюдателю, и тангенциальное, перпендикулярное лучу зрения.
Способности, которыми обладает большинство людей, позволяют им достаточно оценивать скорость и расстояние до объектов, перемещающихся в тангенциальном направлении. Значительно хуже способности к оценке расстояния и скорости до объектов, движущихся в радиальном направлении, например, лидирующих автомобилей.
Экспериментальные данные показывают, что наибольшая точность характерна для оценок направления движения. Можно предположить, что оценку пространственно-временных параметров дорожно-транспортной обстановки водитель делает комплексно, отмечая при этом два основных параметра (имеющееся у него время и свободное пространство на дороге) и сопоставляя их со временем и пространством, необходимым для безопасного выполнения предпринимаемого маневра.
Мы рассмотрели некоторые психофизиологические качества человека, определяющие успешность вождения автомобиля. Более полный набор тестов приводится в уроке 14. С их помощью постарайтесь выявить, какие психофизиологические особенности и недостатки характерны для вас. Учитывайте это при управлении автомобилем, стараясь компенсировать их более осторожным вождением и выработкой определенного стиля вождения в неблагоприятных для вас ситуациях.
ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это показывают и результаты исследований и просто житейские наблюдения. Действительно, человек управляет автомобилем так же, как он живет, проявляя при этом и черты своего характера, и состояние, в котором он находится, и отношения к другим, себе, автомобилю и многое Другое.
Бельгийские исследователи предложили три шкалы оценки личностных качеств водителя. Первая шкала имеет два противоположных полюса: "реализм" и "эгоцентризм". Характер поведения эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие намерения и суждения приписывает он другим участникам движения. Обычно он считает, что другие угрожают ему и поэтому сам ведет себя агрессивно, стараясь таким образом запугать окружающих. Эгоцентричный водитель любит, чтобы его замечали и восхищались им. Реалистичный водитель при выборе своих действий обычно руководствуется требованиями сложившейся обстановки, при этом не стремится кого-то запугать или унизить. Он любит не только водить автомобиль, но и "копаться" в нем. Безусловно, реалистичный водитель значительно безопаснее, чем эгоцентричный.
Вторая шкала оценивает степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку по этой шкале, обычно высоко ценят свободу, которую дает им автомобиль. Они не чувствуют потребности точно соблюдать правила, в особенности скоростные режимы, при выборе решения больше ориентируются на свои собственные оценки, чем на внешние требования. Водители, обладающие меньшей степенью независимости, придают значительно большее значение правилам, даже если не понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение. Авторы считают, что независимый водитель, невосприимчивый к правилам, опасен, но, с другой стороны, он быстрее и лучше приобретает опыт вождения, чем зависимый.
Третья шкала оценивает уровень напряжения при управлении автомобилем. Высокая степень напряжения характеризует водителей, повышенно внимательных к тому, что происходит вокруг них, легко раздражающихся и быстро утомляющихся. Оптимальная степень напряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, менее чувствителен к опасности, полностью осознает свои возможности, но при этом не становится равнодушным и беспечным.
По мнению разработчиков шкалы оценок, опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен, если он не способен сочетать умение
подчиняться правилам с реальной оценкой окружающей обстановки, если уровень его внимательности слишком высок или, наоборот, очень низок.
Исследования показывают, что агрессивные нетерпеливые, импульсивные, сердитые и безответственные водители имеют больше происшествий, чем другие с таким же стажем водителя. Было выделено пять опасных психологических состояний человека, повышающих вероятность попадания в происшествие; 1 — негативизм; 2 — импульсивность, 3 — неуязвимость, 4 — склонность к риску, 5 — внешняя зависимость.
Негагивист отвергает любую попытку управления им со стороны других, склонен игнорировать любые правила.
Импульсивный действует под влиянием сиюминутного желания, не думая о последствиях.
Неуязвимый считает, что ничего плохого с ним случиться не может, а происходит только с другими.
Для склонного к риску характерно постоянное стремление к самоутверждению в опасных ситуациях.
Зависимый считает, что его действия не могут изменить ход событий.
Согласно одной из психологических теорий, в каждом человеке таятся три начала. Условно их можно назвать — ребенок, родитель и взрослый. Эстонский исследователь Григорий Удуйнги считает, что поведение человека при управлении автомобилем во много зависит от того, какое из этих начал играет в данный момент ведущую роль. Если в водителе проснулся ребенок, то его действия становятся импульсивными, а сам он повышенно чувствителен к своей персоне и легко поддается плохому настроению. Например, боясь застрять под красным сигналом светофора, резко нажимает на газ, проезжая на желтый, а нередко и на красный свет. Любой обгон рассматривает как личное оскорбление. В зависимости от настроения может быть очень вежлив и приветлив, либо груб и зол на весь мир. Его легко рассердить, после чего он начинает вымещать свое раздражение на других участниках движения. Правила соблюдает только из страха наказания или от хорошего расположения духа. Считает, что за хорошее поведение на дороге должен получить благодарность. Склонен обвинять в своих бедах всех, кроме себя.
Водитель-родитель чтит закон и превыше всего ставит ПДД. Правила для него — настольная книга, он знает их наизусть. Читает все комментарии к ним. Больше всего не любит нечеткости и неопределенности в Правилах, поэтому пытается дать свое объяснение тем пунктам, в которых они отсутствуют. Очень требователен к соблюдению ПДД всеми окружающими. Любой промах переживает очень тяжело, в дальнейшем старается его больше никогда не повторить.
Водитель-взрослый хладнокровен и целеустремлен. Делает только то, что идет на пользу дела, что позволяет достичь цели с наименьшими затратами. При выборе своих действий исходит главным образом из требований окружающей обстановки. ПДД рассматривает не как самоцель, а как средство. Если считает возможным, спокойно нарушает их. Хорошо разбирается в неписаных нормах поведения, не сердится на ошибки других. Больше всего не любит бестолковщину, не позволяющую сделать прогноз дальнейшего хода событий. С инспектором обычно не спорит, принимая наказание как должное. Излишне самоуверен, недооценивает опасность и переоценивает свои способности. Это обычно и является причиной происшествий.
На дороге опаснее всего детское начало. Возможно наиболее безопасно родительное. Однако слишком пунктуальное соблюдение ПДД без учета совершенства отдельных его пунктов и возможных ошибок других участников нередко приводит к происшествию. Взрослый находится где-то между ребенком и родителем и лучше каждого из них приспособлен к сложностям и неожиданностям реального движения. Наверно, наилучшим можно считать гармоническое сочетание всех трех начал, когда родитель, кооперируясь со взрослым, удерживает ребенка от ненужных шалостей.
Попробуем разделить водителей на группы согласно тому, какие скрытые желания руководят ими при управлении автомобилем.
"Независимые". Удовольствие от вождения связано для них главным образом с ощущением собственной независимости и самостоятельности. Управляя автомобилем они хотят отвлечься от будничного однообразия и неприятностей, всевозможных запретов и ограничений. . "Отчаянные". Для них свойственно наслаждаться движением в опасных и сложных условиях. Испытывая границы допустимого риска, они добиваются острых ощущений, как бы играя со страхом.
"Спокойные". Стремятся к вождению без помех и особых осложнений. Им нравится управлять автомобилем в состоянии покоя, уравновешенности и даже некоторой расслабленности.
"Испытатели". Хотят полностью использовать мощность своего автомобиля, получая наибольшее удовольствие, перегоняя и оставляя позади другие автомобили.
"Знатоки". Наибольшую радость им доставляет преодоление сложных ситуаций, требующих большого умения. Очень любят сравнивать себя с другими водителями по уровню компетентности и способности к управлению автомобилем и убеждаться в своих преимуществах. Могут иметь склонность к конкуренции и соперничеству.
"Мастера". Для них главным является умение ездить хладнокровно, со свежей головой, знанием дела и соблюдением ПДД, при этом не позволяя другим вовлекать себя в конфликтные ситуации. С точки зрения безопасности движения эта группа самая гармоничная.
С какой из этих категорий вы можете себя причислить? Возможно, вы предложите другие, наиболее соответствующие вашей натуре.
Отношение к управлению автомобилем определяет стиль вождения, а он, в свою очередь, характер конфликтных ситуаций, в которые попадают водители — "носители" этих отношений. Отличную почву для возникновения дорожных происшествий создают те, кто воспринимает окружающую обстановку через призму своих эгоистических желаний и потребностей. Для них существует только один вопрос, мешают ли другие осуществлению моих желаний?
Вот типичная ситуация. Допустим, водитель из группы "отчаянных", двигаясь с повышенной скоростью, нагоняет автомобиль, скорость которого несколько меньше. "Отчаянный" недоволен, ведь ему мешают двигаться с приятной для него скоростью и вынуждают ехать как все. Он не собирается подавлять быстро увеличивающиеся ростки своего озлобления и начинает беспрестанно мигать фарами и сигналить. Теперь предположим, что впереди него водитель из группы "спокойных". Он хочет спокойствия. Надежда на то, что "безумный" водитель сзади успокоится, не оправдывается, он потихоньку начинает "закипать", теряя последние остатки своего спокойствия. Он резко нажимает на тормоз и включает всю сигнализацию. Что происходит вокруг дуэлянтов, уже перестает их интересовать. Главное, доказать, наказать, отомстить. А между тем, дистанция, разделяющая враждующие стороны, не выдерживает никакой критики.
Многие люди, довольно спокойные и уравновешенные в обычной жизни, полностью теряют эти ценные качества на дороге. Самого незначительного повода достаточно для того, чтобы вызвать у них обиду, гнев, озлобленность. Причем эти опасные состояния большинство не контролируют. Конечно, высокие скорости и напряженность дорожного движения повышают общую нервозность, но это не главное.
Человеком можно оставаться в любых ситуациях. Очевидно, главная причина — в стремлении обеспечить только свои преимущества и нежелание учитывать интересы и потребности других участников движения.
Разобраться в своем отношении к вождению и другим участникам движения не всегда просто, ведь оно обычно носит бессознательный характер. Понаблюдайте за собой при управлении автомобилем как бы со стороны: как вы поступаете в различных ситуациях, что чувствуете при этом. Например, "испытатели" нетерпеливы и плохо переносят вынужденное ожидание; "знатоки" пытаются подтвердить свое мастерство даже в условиях интенсивного движения, не замечая того, что "спокойные" при этом начинают нервничать; "отчаянные" ищут на дороге свободные участки, на которых они могут полностью использовать возможности автомобиля и раздражаются, когда другие не понимают их намерений и не освобождают дорогу.
Понять самого себя, мотивы и причины своих поступков, эмоций и желаний очень важно. Ведь тогда вы сможете не только управлять автомобилем, но и собой. Осознавшему свое отношение к вождению, станут понятны и опасности, которые с ним связаны. Например, вы ощущаете чувство страха, смешанного с удовольствием от быстрой езды — это симптом того, что о безопасности вы забыли, снижайте скорость. Если вы начинаете чувствовать сильное раздражение по отношению к водителю автомобиля, движущегося впереди, — это симптом начала опасного конфликта. Не принуждайте его уйти с занимаемой полосы, а подождите удобного момента для обгона.
Можно с уверенностью сказать, что способность рассматривать других участников в качестве партнеров, а не конкурентов или помех для движения во многом связана с умением понимать себя и свое отношение к вождению.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Центр подготовки по вопросам безопасности Нью-йоркского университета провел тестирование нескольких тысяч водителей, в результате которого был сделан вывод о том, что усталость, эмоциональный стресс, спешка водителей является главными или способствующими причинами почти в 50% происшествий.
Физическое и эмоциональное перенапряжение, по мнению многих врачей — одна из самых больших опасностей современного общества. Накапливаясь, оно отрицательно влияет на мышление, эмоции и поведение человека в различных сферах его жизни, в том числе и при управлении автомобилем. В результате многократного повторения отрицательные, с точки зрения обеспечения безопасности, способы действий могут закрепиться и стать привычными, т.е. будут выполняться автоматически, без предварительной оценки или обдумывания.
Частые обгоны в опасных условиях, проезды на желтый сигнал светофора, повышение скорости при плохих погодных или дорожных условиях и т.п. — все эти нарушения становятся у некоторых людей привычными, способствующими постоянным происшествиям. Избавиться от таких привычек также трудно, как, например, для заядлого курильщика бросить курить.
Основные этапы, которые необходимо пройти для формирования новых полезных привычек взамен старых опасных и непродуктивных:
• Необходимо проанализировать неприятное событие, четко уяснить себе суть требуемых изменений в своем мышлении, эмоциях и поведении.
• Найти новое объяснение поведению других участников конфликта. Стараться определить свои ошибки, а не обвинять других.
• Проиграть в образах свое правильное (желаемое) поведение в данной ситуации.
• Не расстраиваться, если сразу не добьетесь больших успехов. Упражняйтесь постоянно, и вы избавитесь от ненужной привычки.
• Когда новая привычка сменит старую, вы перестанете испытывать ощущения напряжения, дискомфорта в данной ситуации.
ВЫ И РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ
По мнению психологов, забота о собственной безопасности — одна из главных у человека. Почему же за рулем он порой так беспечен? Какой бедой грозит водителю столкновение автомобилей, известно. Почему же, имея такое надежное средство защиты, как ремень безопасности, он нередко пренебрегает им?
Анализируя причины, высказанные водителями по этому поводу, трудно сказать, чего в них больше — логики или эмоций. Судите сами. Вот некоторые группы водителей, которые выделены согласно схожести их ответов.
Заблуждающиеся. Такие водители боятся того, что если их автомобиль в результате происшествия загорится, то они, пристегнутые ремнями безопасности, не смогут спастись. Этот довод кажется убедительным только на первый взгляд. На самом деле в загоревшемся автомобиле обычно погибнет лишь тот, кто от удара потерял сознание. А пожар, как правило, возникает при серьезных дорожных происшествиях, когда вероятность получить тяжелую травму особенно велика. Вот тут-то ремень безопасности и увеличивает шансы водителя остаться в здравом уме, а значит, иметь возможность самостоятельно выбраться из автомобиля. Посмотрите на профессиональ ных гонщиков. Ни один из них не ездит без ремня. А они хорошо знают, что такое горящий автомобиль.
Любители полетов. Речь о тех, кто полагает, что вылетевшему под действием инерционных сил из автомобиля куда лучше, чем тому, кто останется в нем. Безусловно, эта мысль не лишена поэтического очарования: когда еще человек подобно снаряду сможет пролететь несколько метров, не затрачивая при этом никаких мускульных усилий? Но кончается этот полет, как правило, очень трагично, погибнуть от удара о столб, дерево, стену. По результатам многочисленных исследований можно с уверенностью сказать, что, находясь в автомобиле, водитель имеет шанс остаться в живых в 10 раз больше, чем "катапультировавшись" из него. И это не случайно. Корпус автомобиля представляет собой своеобразную защитную оболочку для водителя, и отказываться от нее добровольно нет никакого смысла. То же самое относится и к случаю опрокидывания автомобиля. Лучше представлять собой единое целое с автомобилем, катящимся со склона, чем быть выброшенным из него.
Фантазеры. Они считают себя настолько сильными, что готовы обуздать даже кинетическую энергию, которой обладает движущийся автомобиль. "Мне не нужен ремень безопасности потому, что я очень силен и в случае столкновения просто обопрусь руками о руль", — так с подкупающей простотой аргументируют они свой вызов могучим силам природы. Но как бы нас не хотели убедить в возможности такого чуда, в жизни оно, к сожалению, не происходит. А происходит следующее. Уже при наезде со скоростью 25 км/ч на твердое препятствие тело человека, сидящего в автомобиле, выбрасывается вперед с силой, в пять раз превышающей его собственный вес. При скорости 50 км/ч речь идет уже об усилии в тонну.
Неверующие. Эти обычно не пользуются ремнями безопасности при движении по загородным дорогам. Просто не верят, что при скорости 60 км/ч ремень может чем-то помочь. Действительно, наиболее эффективен ремень при меньших скоростях. Однако даже при скорости 80 км/ч гибель водителя, не пренебрегающего ремнем безопасности, очень редка. Кроме того, в большинстве случаев мы успеваем уменьшить скорость перед столкновением.
Незнающие. "Я езжу только в городе, с невысокой скоростью, и поэтому мне не нужен ремень безопасности", — утверждает такой водитель. Он недооценивает возможные последствия столкновения, считая скорость движения в городе незначительной. Так ли это? Рискнет ли он спрыгнуть с четвертого этажа на асфальт? Если ответит "нет", то сообщаем, что последствия этого поступка соответствуют для водителя тяжести столкновения при скорости 50 км/ч без ремня безопасности. Если ответит "да", то тут никакие доводы не помогут. Прыгайте, пожалуйста.
Супероптимисты. "Мы опытные водители, не нарушаем Правил дорожного движения, не создаем критических ситуаций. Нам нечего бояться", —
говорят они. Да, но не надо забывать, что попасть в происшествие можно и не по своей вине. Опытный водитель способен предвидеть опасность заранее и избежать ее, но не всегда. Поэтому все хорошо в меру и оптимизм тоже.
Привередливые. Они вообще не против ремня, но никак не могут к нему привыкнуть. Что ж, чтобы привыкнуть, например, к новым ботинкам, их надо поносить какое-то время, испытывая неудобство, вызванное часто не недостатками самой обуви, а именно привыканием к ней. Зато привыкнув, мы уже не хотим расставаться с ней, пока не отвалится подошва. Так и с ремнем безопасности. Попробуйте.
Борцы за свободу. "Не позволю давать мне какие-либо указания и ограничивать мне свободу"! — это заявление принадлежит представителям следующей группы водителей, не желающих "связывать" свою свободу ремнем безопасности. Но к чему стремится такой водитель? Отстегнув ремень безопасности, он получает несколько большую свободу в движениях, но его жизнь становится зависимой от случайных обстоятельств. Равноценна ли такая замена?
Эгоисты. Есть и такая категория людей, считающая, что никого не касается, пользуются они ремнем безопасности или нет, так как пострадать может их собственное тело. Но, во-первых, даже самое плохое тело не достойно того, чтобы с ним так обращались. А во-вторых, когда в автомобиле находятся несколько человек, то они могут получить серьезные ранения или погибнуть из-за того, что их бросает друг на друга в момент столкновения.
Кроме того, водитель, пользующийся ремнем безопасности, имеет возможность значительно дольше сохранять контроль за управлением автомобилем, так как его тело не так сильно бросает из стороны в сторону, что довольно часто бывает в критических ситуациях, и тем самым спасти жизнь своим пассажирам. Если вы равнодушны к себе, то подумайте о других.
Мы нарочно избегаем выражения "пристегнуться ремнем", потому что в нем также могут скрываться причины антипатии. Для некоторых это выражение звучит как аналогия привязаться, заковать себя в цепь, словом, лишить свободы, ограничить. Быть пристегнутым похоже не быть беспомощным, не способным защитить себя, то есть по смыслу полная противоположность тому, что представляет собой ремень безопасности на самом деле.
Доверьтесь этому простому и надежному устройству, оно вам поможет в тяжелую минуту.